Через месяц после открытия выставки «Серебряная камера-2004» стали известны результаты премии. Напомним, победу в конкурсе на лучший фоторепортаж о Москве изначально оспаривали 720 фотографов, из которых 400 преодолели «квалификацию» и были допущены к публичному показу под кодовыми обозначениями. Целый месяц над конкурсными работами пыхтело представительное жюри, а зрители без устали сигнализировали о своих предпочтениях (сообщают, что посредством и-мэйлов и эсэмэсов было получено 178 тысяч индивидуальных мнений). Мы уже писали о том, что выставка в целом получилась довольно удачной, так что затруднения у ареопага могли возникнуть лишь по отдельным позициям. Что и произошло: в номинации «Лица» не нашлось достойного «бронзового» призера, в силу чего ресурс объемом 2000 у.е. был спешно переброшен в номинацию «События и повседневная жизнь», где как раз случился переизбыток талантов. Впрочем, при большом числе наград, выдаваемых «Серебряной камерой» под разными грифами и от имени всевозможных спонсоров, этот тактический ход остался едва замеченным.
Церемония вручения призов получилась неожиданно демократичной: устроители отказались от идеи помпезного зала (год назад итоги «Серебряной камеры» оглашали в Центре оперного пения Галины Вишневской) и созвали гостей непосредственно в Дом фотографии, где все происходило на ногах, в духоте и толчее. Как говорится, в рабочей обстановке. Кто не пробился к подиуму, мог наблюдать церемонию на двух больших мониторах, из-за чего зрелище слегка отдавало пародией на вручение «Оскара». Слава богу, обошлось без голливудских шуток. Обладателем гран-при (эквивалент 5000 у.е.) в номинации «Лица» стал… Сейчас мы узнаем, кто же это… Итак, приз достается Сергею Берменьеву за серию «Образы».
Заставка: элегически грустный Тарантино прислонился к надгробью Пастернака; наморщил и без того мудрый лоб Фрэнсис Форд Коппола; загляделась на что-то внизу и справа вдохновенная Мэрил Стрип.
Художник сейчас на съемках в Венеции, награду получает его мама («спасибо маме» отпадает, остается «спасибо жюри»).
Берменьев слывет признанным мастером звездных фотопортретов. Еще более мастит лауреат гран-при в номинации «События и повседневная жизнь» Владимир Вяткин – за его плечами куча наград, начиная с World Press Foto, и вообще он несет косвенную ответственность за визуальные ряды в отечественной прессе, поскольку долгое время преподает курс фотографии на журфаке МГУ. Вяткин представил сразу три серии, совершенно несхожие между собой и одинаково блестящие. Одна из них, «Ощущение весны», получила еще и приз зрительских симпатий (к слову, год назад было то же самое: Вяткин умеет пронять зрителя, не впадая ни в экзотику, ни в слащавость). Компанию двум мэтрам составила юная Юлия Бычкова, предложившая в соавторстве с Йорном Бёрнером «Игру в 70». Имелась в виду архитектура 70-х годов (заставка: нарочито белесые, как бы с ошибочно выставленной экспозицией, снимки велотрека в Крылатском, цирка на Ленинских горах, телецентра в Останкино, гостиницы «Космос», здания бывшего СЭВ). Серия лаконичная и стильная. За призом также пришла Юлина мама, поскольку девушку успели командировать в Париж для повышения квалификации.
Второстепенных наград удостоились Глеб Косоруков (его «Зима» подкупает умением профессионально выстраивать кадры в «мутной» ситуации – ночь, прожекторы, открытый бассейн, клубы пара, загадочные ныряльщицы), Георгий Первов («Человек в пространстве города» посвящен абсурду повседневного существования), Владимир Греви (выказавший державный пафос в серии «Колокола», где Кремль виднеется с высоты колоколен). Всех, кто удостоился тех или иных призов, не перечислишь. Стоит заметить, что после замены кодовых обозначений на этикетках фамилиями авторов выяснилось, что большинство победителей вбрасывало на конкурс по два-три цикла одновременно. Практика, вообще-то, не безукоризненная, зато дающая плоды. К тому же благодаря ей, как оказалось, образовался приличный средний уровень выставки.
Пряников сладких всегда не хватает на всех, но из значимых работ обойдены вниманием, кажется, немногие. Прервалась в этом году «беспроигрышная серия» Владимира Мишукова (до этого он получал гран-при трижды подряд), но и для него нашелся утешительный приз от Sony. Совсем без наград остались ветераны вроде Александра Абазы, однако тут срабатывает система побочных компенсаций: у того же Абазы в августе должна открыться персональная выставка. Между прочим, это будет одна из последних экспозиций в нынешнем здании МДФ. Здесь ожидают скорого отселения на период реконструкции. Куда, когда и на какой срок – до конца неясно, но чемоданное настроение висит в воздухе. В каком зале доведется разглядывать «Серебряную камеру-2005», большой вопрос.
Сравнить конкурсные прогнозы с результатами можно в МДФ (Остоженка, 18) до конца недели.