Еще в кабинете Михаила Касьянова много говорили о том, что доходы от приватизации госимущества со временем неизбежно упадут и придется переходить на «возобновляемые источники» пополнения бюджета — дивиденды. Прогнозы эти основывались на том, что серьезные деньги государство получает только от продажи крупных предприятий или их пакетов, остальные же сотни и даже тысячи сделок с госимуществом, ежегодно осуществляемых РФФИ, приносят казне копейки. Так, продажа госпакета 7,59% «ЛУКойла» в 2004 году дала бюджету чуть меньше $2 млрд при общей сумме доходов от приватизации в 65 млрд рублей.
Между тем на нышеннем этапе у государства не так уж много высоколиквидных предприятий, пригодных для приватизации. Во многих отраслях, например в металлургии, у правительства вовсе не осталось активов.
Это отражается в приватизационных планах. Неделю назад Минэкономразвития представило список объектов, подлежащих приватизации в 2006 году, выяснилось, что государство намерено продать принадлежащие ему пакеты в 476 акционерных обществах на общую сумму 31 млрд рублей. Это меньше, чем в предыдущие годы: в 2005 году доход от продажи пакетов в АО прогнозировали на уровне 42,7 млрд рублей, в 2004 году — 40 млрд рублей. И неудивительно: в прогнозном плане практически нет крупных ликвидных предприятий. Председатель думского комитета по собственности Виктор Плескачевский прокомментировал такие показатели как «резкое снижение темпов приватизации».
На чем именно Росимущество и Минэкономразвития намерены заработать 31 млрд рублей, не очень понятно. Тем более что большую часть предприятий, которые правительству все же удается подготовить к приватизации, Российскому фонду федерального имущества (РФФИ) продать не удается.
Как отмечает Плескачевский, не менее 75% имущества все еще сосредоточено в руках государства, большая часть объектов, уже включенных в план приватизации, так и остается непроданной. «Фактически можно констатировать, что приватизация остановилась. Основной причиной является изменение в полномочиях органов власти, отвечающих за приватизацию», — ответил депутат на вопрос «Газеты.Ru».
Речь идет о новой схеме правительства, в которой четко не прописано, каковы полномочия министерств, ведомств и служб, что в полной мере относится к взаимоотношениям Росимущества и Минэкономразвития.
Правда, на рынке есть другое расхожее объяснение этого феномена: РФФИ продает только те пакеты, которыми ему выгодно заниматься, так как получает от сделки до 3% комиссионных.
Григорий Томчин, президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий, так комментирует статистику продаж: «РФФИ ничего не продает, кроме крупных объектов, поскольку чиновники боятся снижать цену на выставленные лоты.
Из-за несовершенства существующих методик оценки цена продаваемых объектов завышена. В РФФИ, который, в частности, имеет право выставлять невостребованные лоты на аукцион на понижение, боятся принимать решения потому, что ими может заинтересоваться прокурор или Счетная палата».
А поскольку Росимущество должно рапортовать в правительство о доходах, возник план постричь все госкомпании под одну гребенку. Или, как это преподносит начальник управления имущества организаций коммерческого сектора Росимущества Глеб Никитин, постепенно дотянуть ее до «цивилизованного уровня — 40–50%».
Сейчас, по словам Григория Томчина, лишь три госкомпании платят ощутимые дивиденды: «Газпром», «Вьетсовпетро» и — в последнее время — РАО «ЕЭС России». На их долю приходится до 90% поступлений, но у этих компаний есть с государством договоренность о выплатах фиксированных сумм, напоминает эксперт. Дивиденды других госкомпаний растворяются в бюджете, как сахар в чае. Так, «Аэрофлот» в 2004 году из прибыли 6,33 млрд руб. решил выплатить дивиденды в размере 777,431 млн руб. (12,8%), из них 51% — государству. А «Связьинвест» месяц назад и вовсе отказался платить дивиденды в размере 100%, спущенные ему Росимуществом. Теперь стороны договариваются: сошлись на 55%, то есть 96,5 млн руб.
Эксперты категорически против идеи установить для всех госкомпаний одинаковую планку. Главный экономист ИК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков убежден, что
дивиденды должны зависеть не от плана руководства или государства, а от эффективности, инвестпроектов и финансовых показателей конкретной компании, а также показателей в отрасли. Григорий Томчин — что дивиденды должны определяться советом директоров, хорошо знакомым с ситуацией изнутри.
Правоту экспертов отчасти признал во вторник и руководитель Росимущества Валерий Назаров, который убежден, что при расчете дивидендов надо учетывать множество факторов. «Основной должна быть программа развития АО. Если есть хорошая инвестпрограмма, мы только за (снижение размера дивидендов). Выжать дивиденды — не цель», — заявил Назаров. И это высказывание идет фактически вразрез с тем, что аносировали во вторник его подчиненные.
Есть радикальный способ решения ситуации: продать госпакеты предприятий. Тогда вместо ежегодной битвы за дивиденды государство будет брать с них положенные налоги, и не нужно будет договариваться или противостоять лоббистским усилиям менеджеров или стоящим за ними властным группировкам, не желающим платить, говорит Григорий Томчин. Но, как показывает практика продажи того же «Связьинвеста», пойти на эту меру правительство не готово.