Синдикат западных банков во главе с Societe Generale не хочет ждать выплаты ЮКОСом остатка по кредиту на $1 млрд, выданного в сентябре 2003 года — $470 млн (остальное погашено). В июне этого года Высокий суд Лондона удовлетворил иск банков о взыскании с ЮКОСа долга. Поскольку поручителем по кредиту выступал «Юганскнефтегаз», то банкиры обратились за возвращением кредита к его новому владельцу – «Роснефти», но там их перенаправили в ЮКОС.
Источники в западных банках говорят, что всерьез рассматривают возможность обращения в российский суд с иском о банкротстве ЮКОСа. А собеседник «Газеты.Ru» в НК утверждает, что их убеждает это сделать «Роснефть», обещающая банкирам «административную поддержку из Кремля».
«Решение о банкротстве ЮКОСа в Кремле, по-видимому, уже принято. Но поскольку Владимир Путин в прошлом году публично сказал, что государство не заинтересовано в банкротстве ЮКОСА, теперь это пытаются провернуть руками западных банков», — говорит представитель ЮКОСа.
Но очевидно, что именно западные банки менее всего заинтересованы в банкротстве ЮКОСа: российские аналитики в один голос говорят, что для членов банковского синдиката подача иска о банкротстве — тупиковый вариант развития событий.
«Западным банкам придется столкнуться с российской судебной системой, которая вряд ли настроена защищать их интересы. Как и положено по российскому законодательству, в случае банкротства в первую очередь будут удовлетворяться налоговые претензии государства, требования поставщиков», — рассуждает Елена Ананькина из Standard & Poor`s.
«Значит, в приоритетном порядке деньги будут получать Российская Федерация, «Роснефть», «Юганскнефтегаз», а в последнюю – западные банки». И европейские банкиры наверняка это понимают. К тому же вариант с банкротством, в ходе которого западные банки получат гроши вместо своих $470, нельзя назвать иначе как «кидаловом», а подставлять наиболее уважаемые банки Европы Кремль не станет.
«В интересах государства не портить отношения с западными кредиторами, ведь им еще предстоит помогать «Роснефтегазу», — поясняет «Газете.Ru» Майкл Бобошко из FIM Securities. Эксперт имеет в виду переговоры западных банков с «Роснефтью» о кредитах на выплаты средства за 10,7% акций «Газпрома».
Если поверить информации источника в ЮКОСе о том, что Кремль настаивает на скорейшем банкротстве компании, он должен вывести банки из-под удара. То есть предложить схему, при которой Societe Generale и его партнеры вернут свои средства.
Существует вероятность, что синдикат западных банков может перепродать право взыскания задолженности по кредиту «Роснефти», которая погасит долг перед западными банками и станет крупным кредитором ЮКОСА. А затем инициирует процесс банкротства уже от собственного имени.
О том, что схема с продажей долгов рассматривается, в четверг сообщил «Интерфаксу» неназванный источник в одном из западных банков. Развитие событий по этому сценарию зависит от того, какую именно цель преследуют банки. Если она состоит в получении денег, то этот вариант их может не устроить, полагает Ананькина. «Долги могут быть проданы или переуступлены, это обычная рыночная практика. Вопрос в том, с каким дисконтом. Даже если он будет небольшим – 10%, все равно они на этом много потеряют», — поясняет эксперт.
«Банки могут на это не пойти, ведь непонятно, откуда сама «Роснефть» с долгом в $22 млрд возьмет средства, чтобы им заплатить. С другой стороны, «Роснефть» всегда действовала вне логики и рыночных правил», — считает Дмитрий Царегородцев из Rye, Man & Gor Securities.
Собеседник «Газеты.Ru» в ЮКОСе указывает, что компания непрерывно ведет переговоры с западными банками. «Мы делаем все возможное, чтобы рассчитаться с кредиторами. Но поскольку компания стала меньше, ограничена в наличности, не имеет возможности экспортировать продукцию, то денежные потоки у нас, естественно, малы. Кроме того, все деньги уходят на погашение начисленной задолженности. Единственный выход для нас – продажа непрофильных активов – газовых, электроэнергетических». Источник указывает, что ЮКОС готов расстаться и со стратегически важным активом – Mazeikiu Nafta. «Все средсвта от продажи будут направлены на удовлетворение требований кредиторов», — говорит он.
В самом ЮКОСе оценивают стоимость Мажейкяйского НПЗ (с учетом возможных дисконтов из-за рисков) в $800 млн. Майкл Бобошко из FIM Securitites по просьбе «Газеты.Ru» оценил стоимость завода, и его оценка чуть выше — $820 млн. Половины этой суммы практически хватает на погашение задолженности перед банками, да и покупатели есть, причем лояльные к Кремлю. Среди них, например, «ЛУКойл» и «Газпром», а также ТНК-BP. Вопрос в том, разрешат ли власти продать этот актив и расплатиться с западными банкирами.
«Налоговая задолженность ЮКОСа – крючок, на который насадили компанию. Кремль не заинтересован, чтобы эта задолженность уменьшалась. Поэтому продать НПЗ ЮКОСу разрешат только в том случае, если платеж будет целевым, то есть пойдет банкам, а не на выплату долгов ЮКОСа, — рассуждает Царегородцев. – Финансовые схемы для этого есть».