Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Рыбку жалко

Теремком Потанина и ненавистью в туалете открылась выставка Форума художественных инициатив.

Подобно миражу в бесплодной пустыне, это мероприятие традиционно обозначает разгар межсезонья. Когда прошлые выставки уходят в область воспоминаний, а новые и не думают начинаться – тут и появляется он, Международный форум художественных инициатив. Возможно, подошло бы сравнение и с оазисом, но с миражом у Форума есть одно важное сходство: тот и другой являются зыбкой, неустойчивой проекцией чего-то, существующего в отдаленной реальности. Ходишь по «Новому Манежу» и радуешься: надо же, и этот жив, и тот опять проявился, и третий снова в обойме, хотя давно нигде не фигурировал.

Похоже на перекличку между кровопролитными боями, только потери обычно вызваны дачными уединениями или зарубежными вакациями.

Однако есть у Форума и характерное отличие от среднестатистических тусовочных выставок. В нем участвуют не только профессиональные художники, но и лица всякого другого сословия: представители точных и гуманитарных наук, господа средней руки (они же менеджеры), студенты без места и дамы, живущие от себя. Была бы инициатива – это слово куратор мероприятия Георгий Никич называет ключевым. Нынешним летом, после рассмотрения 130 заявок, принято к реализации 48 проектов, вдохновленных темой «We/Мы». Хотя с темами вечная несуразица: глядишь, работа хорошая, но с объявленной канвой никак не соотносится, а иное произведение по всем параметрам подходит, но уж больно беспомощное. Судя по всему, организаторам приходится постоянно лавировать, из-за чего заглавие фестиваля приобретает значение весьма условное – примерно так, с помощью цветного бантика на палочке, гиды сплачивают вокруг себя туристические группы.

Кстати, об интуристах. Хоть Форум и зовется международным, забугорную часть представляют, как правило, бывшие наши соотечественники.

Это никому не в укор, просто сие обстоятельство накладывает на репертуар неизбежный отпечаток. Скажем, нью-йоркская журналистка Йола Монахова пробует поразить фотопроектом «Потерянные утопии России», выискивая фантомы былого имперского величия, но совершенно не берет в расчет, что подобные затеи уже в прошлом веке набили основательную оскомину. Теперь, между прочим, популярен позитивный взгляд на Отечество. Вот благотворительный фонд Потанина представил результаты конкурса «Один объект – Россия!», где эта тенденция выражена весьма отчетливо. От столичных и провинциальных российских музеев принимали заявки на экспонат, который бы лучше других выявлял образ страны. Предлагались: радиокомбайн «Юность», монашеские вериги, картина Пластова «Весна» и даже целиком озеро Байкал – как объект хранения тамошнего музея-заповедника. Лауреатами стали три артефакта: берестяная грамота, теремок в Талашкине и видеоинсталляция «Роща». Показательно, что во всех трех случаях подспудно фигурируют березки – или в качестве стройматериала, или как объект приложения художественной инициативы.

Вот так. Чтоб вы знали, с чего начинается Родина.

Для объективности выставка сопровождена диаграммами социологических опросов, тоже посвященных восприятию России нашими согражданами. Результаты их небезынтересны, но к художествам они притягиваются с трудом. Куда выразительнее образ, созданный Дмитрием Цветковым: гигантская Шапка Мономаха цвета хаки служит амбразурой, из нее торчит ствол крупнокалиберного пулемета, и временами под сводами «Нового Манежа» раздаются короткие очереди. С одной стороны, явное очернительство, с другой – забавно и не лишено символичности. Еще один образ Родины возникает в экспозиции Музея объявлений Алексея Плуцера-Сарно – филолога и автора «Словаря русского мата». Рукописные объявления типа «С собаками в магазин не входить, кошка набрасывается на собак» или «Меняю Азовское море на Москву» не содержат, разумеется, идеологической подоплеки, но рассказывают о нашем обществе не хуже фундаментального поколенческого романа.

Большей же частью Форум выглядит набором аттракционов – иногда остроумных, иногда наоборот. Наверняка развеселит фотосерия «Carotoкамасутра» Геннадия Гущина, где корнеплоды образуют причудливые взаимные комбинации. Тронет за душу екатеринбургская группа «Куда бегут собаки» с их «Переносной мини-таможней»: открываешь сундук – и механические пограничники двинутся по вагону, а механические пассажиры одинаковыми движениями начнут предъявлять паспорта. К слову, в этом году особенно заметно присутствие коллективных произведений: молодые авторы любят сбиваться в команды – наверное, не так страшно. Скажем, у девичьей бригады под названием Deadline вообще получилось подобие бенефиса. Здесь преобладают легкий экстрим, игривое щекотание нервов, нежные удары ниже пояса. Взять проект «Ненависть в туалете»: стены мужского сортира испещрены авторскими высказываниями известных деятельниц столичной арт-сцены, а в дамской комнате, соответственно, постарались существа противоположного пола. В обоих случаях люди подобрались интеллигентные, поэтому дело ограничилось афоризмами типа: «Все – козлы!» и «Достали!». Буквально ни одного матерного слова, без чего в русском языке не выразить не только ненависти, но даже и восхищения. Одолжили бы, что ли, у Плуцера-Сарно его знаменитый словарь. Или другой пример – проект «Смерть».

В блендерах, как в аквариумах, плавают золотые рыбки. Каждый посетитель волен нажать кнопку, после чего рыбка на его глазах превратится в месиво…

В прежние времена девушки были куда рисковее. Вспоминается давний, конца прошлого века, перформанс гражданки Елены Ковылиной, которая посреди вернисажа стояла на табурете, а вокруг ее беззащитной выи вилась роковая веревочная петля. Тогда посетителям предлагалось не какую-то рыбину подвергнуть уничтожению, а выбить табуретку непосредственно из-под ног великой русской акционистки. Совсем другой был накал, иная дидактика вырисовывалась. Что говорить, измельчал нынче художник, попрятал свою экзистенцию за безмозглой рыбьей покорностью. Хотя действие на зрителя все же оказывается. Как говорил герой романа Замятина с тем же названием «Мы»:

«Я чувствовал себя приятно и полезно взволнованным».

Во второй уже раз Форум выплескивается за пределы одной площадки и аффилируется с несколькими галерейными акциями. «Проект FAБRИКА» покажет специальные проекты «Прогулки по Венеции» и «Пешком по радуге. Лежебоки на острове Бурано», а галереи «Арт-Стрелки» дадут в честь Форума очередной выставочный залп (отдельным пунктом здесь обозначено празднование юбилея художника-дерьмотолога Александра Петлюры). Все это вместе – вроде как «Мы».

10-й Международный форум художественных инициатив. 20 июля – 8 августа.

МГВЗ «Новый Манеж» (Георгиевский пер., 3)
Проект (Переведеновский пер., 18)
«Арт-Стрелка» (Берсеневская наб., 14, стр. 5)

Новости и материалы
Овечкин сломал ногу
Белый дом отвергает обвинения в том, что Байден скрывался от журналистов на G20
Депутаты Рады сообщили об отмене заседания из-за угрозы удара по зданию парламента
В МАГАТЭ приняли решение по резолюции с критикой Ирана
Больше половины компаний следят за психологическим состоянием сотрудников
В Тульской области зазвучала тревога
На Западе прокомментировали поданный пуском «Орешника» сигнал
Путин назвал возможные цели для «Орешника» на Западе
В Британии объяснили разрешение бить ракетами Storm Shadow вглубь России
В Турции назвали заявление Путина об «Орешнике» предупреждением Западу
В Германии рассказали о «громкой пощечине» Шольцу и Бербок
Правительство поддержало поблажку насчет срока действия ЕГЭ для контрактников
Подавляющее число россиян хотят видеть воркаут-площадки возле дома
Кадыров предрек намеки на переговоры от Запада после применения Россией ракеты «Орешник»
Симоньян призвала подождать, кто пойдет на попятную после заявления Путина
В Белом доме не стали комментировать причины повреждения кабелей в Балтийском море
Экс-посол РФ призвал США и Британию остановить действия по эскалации на Украине
Россияне рассказали, как встретят Новый год за городом
Все новости