В понедельник прокуратура Курской области сообщила, что «за ненадлежащее исполнение обязанностей» временно освобожден от должности начальник льговской колонии ОХ-30/3 Юрий Бушин. Его отставка входила в список требований заключенных, в ночь с 26 на 27 июня вскрывших себе вены в знак протеста против насилия в этом исправительном учреждении. Как заявили «Газете.Ru» в прокуратуре, также от исполнения обязанностей отстранены заместитель начальника колонии по безопасности и оперативной работе Владислав Двоеносов и старший инспектор режимного отдела Виктор Реутов. В пятницу им было предъявлено обвинение по п. «а» и «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия, оружия или спецсредств). С обвиняемых взята подписка о невыезде.
Прокуратура Курской области возбудила еще одно уголовное дело – по ч. 1 ст. 321 УК РФ (дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества).
Фигурантами его станут заключенные, которые, как говорят следователи, инициировали массовое членовредительство и последовавшую за ним голодовку, оказывая давление на сокамерников.
Ранее замгенпрокурора Николай Савченко сообщал, что накануне инцидента, ночью в воскресенье, 26 июня, сотрудники колонии жестоко избили четверых осужденных, трое из которых сидели в отряде особого содержания, где обычно находятся нарушители режима. Через три часа после их избиения заключенные во всех 14 отрядах колонии начали вскрывать себе вены лезвиями из безопасных бритвенных станков. Как заявил тогда Савченко, судя по всему, главными зачинщиками стали эти четверо пострадавших, а также некий осужденный, переведенный в Льгов из Новороссийска, где он уже устраивал подобные бунты.
Сейчас у следствия около 10 подозреваемых-зеков. Но, по информации на 16.00 понедельника, обвинения никому еще не предъявлены. Следователи пока «работают с письменными показаниями некоторых заключенных ОХ-30/3», в которых те рассказали, что сокамерники угрожали им физической расправой в случае отказа от участия в акции протеста. Причем, как говорят в прокуратуре, некоторые из осужденных называют в своих заявлениях имена «авторитетов», содержащихся в колонии. Как выяснилось, показания эти были сделаны еще на минувшей неделе, когда руководство колонии заставило вскрывших вены осужденных писать объяснительные. Поэтому родственники заключенных считают, что подобные сведения участники акции могли дать только под давлением начальства колонии и прокурорских работников.
Кстати, возможных обвиняемых по второму — возбужденному в отношении осужденных — уголовному делу в Льговской колонии, судя по всему, уже нет. Около 50 человек «по режимным соображениям» были вывезены в колонии Орловской, Белогородской и Липецкой областей еще на прошлой неделе. Кроме того, несколько заключенных, в том числе и четверо избитых, переведены в СИЗО Курска.
Российские правозащитники заявили, что намерены обратиться за помощью в этом деле к международным организациям.
«Мы будем привлекать внимание организаций, которые занимаются защитой прав человека в пенитенциарной системе, в частности «Международной амнистии» и Международной Хельсинкской федерации. Мы считаем, что инцидент должен попасть в поле зрения ОБСЕ и ПАСЕ», — сказал на пресс-конференции, посвященной происшедшему в Курской области, председатель движения «За права человека» Лев Пономарев.
Правозащитники не исключают, что и на этот раз наказаны будут осужденные, а представители руководства колонии выкрутятся.
«Мне кажется, что развитие событий, к сожалению, будет традиционным для нашей системы. Дело, конечно, будет расследоваться, затянется это еще на год-полтора. А потом его замнут. Если суд и состоится, то Двоеносов и Реутов просто отделаются легким испугом», — считает представитель движения «За права человека» Борис Пантелеев.
Правда, по словам правозащитников, лучше бы власти все-таки задумались об изменении системы. «Надо отметить, что в российских тюрьмах нет бунтов как таковых: никто не жжет матрасы, не нападает на сотрудников. Заключенные в знак протеста объявляют голодовку, а теперь вот перешли и к членовредительству. Если применять репрессии, этим уже никого не напугаешь. А по зонам может просто начаться цепная реакция. Рано или поздно система рванет окончательно — и все это может привести к российской оранжевой революции. Или власти этого не понимают, или не хотят понимать», — заявил представитель движения «За права человека» Евгений Ихлов.
Единственное, что может сейчас изменить положение в колониях и снизить остроту ситуации, – срочная подготовка новой амнистии, считают правозащитники.
Как сообщил «Газете.Ru» председатель Общественного совета при министре юстиции по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы Валерий Борщев (и с ним согласны другие правозащитники), «в курских событиях сыграло огромную роль то, что государство и Госдума не приняли амнистию для несовершеннолетних, женщин и осужденных за ненасильственные преступления». «В колониях общего режима очень много тех, кто сидит, например, по ст. 158, 166 УК РФ (кража, угон автомобилей), и многие из них в ожидании амнистии держались, — говорит он. — Но когда в мае этого года к 60-летию Победы амнистировали всего 246 человек, ситуация в колониях, в том числе и льговской, дестабилизировалась».
По словам Борщева, сейчас Общественный совет намерен вплотную заняться подготовкой новой амнистии. «Глава комиссии по правам человека при администрации президента Элла Памфилова уже говорила об этом с Владимиром Путиным. Президент отнесся к идее с пониманием, – сказал Борщев. – Теперь мы хотим встретиться с министром юстиции Юрием Чайкой, чтобы все проработать. Если сможем организовать – будет хорошо».