Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Бразильский оскал

Свирепые бразильцы, Шостакович и «Комеди Франсез» украсят вторую половину Чеховского фестиваля. Кое-кто из публики грохался в обморок сразу, не дожидаясь жестокого развития событий.

Двухмесячный театральный марафон распечатал свою вторую половину. И если в июньской программе для театрала было достаточно знакомых имен, чтобы желающие могли сами сориентироваться, то в июльской части знаменитостей, бывавших у нас раньше, почти не будет.

Крупняков ожидается два. Первый – Лондонский театр «Комплисите» Саймона Макберни, имеющего уже все возможные театральные награды мира. «Комплисите» был в Москве один раз – в 1993 году с изумительным, полным поэзии и лихих театральных трюков спектаклем «Улица крокодилов» по Бруно Шульцу.

Те, кто видел 12 лет назад это представление, не могут его забыть, спектакль недавно включили в вышедшую книгу «100 лучших спектаклей ХХ века».

На этот раз Макберни привозит в Москву спектакль, посвященный судьбе Шостаковича – «Шум времени». Главное действующее лицо спектакля – знаменитейший струнный Эмерсон-квартет (кто не чужд музыке, понимает, какой уровень сразу задается представлению, строящемуся вокруг последнего, пятнадцатого квартета Шостаковича). Рассказать, о том, что конкретно происходит в спектакле, не берусь, но можете не сомневаться, что, кроме музыки в нем будет достаточно действия и театральных чудес.

Второй крупняк – «Лес» Островского — спектакль не нуждающегося в представлении главного французского театра «Комеди Франсез» в постановке также не нуждающегося в представлении Петра Фоменко. Постановка сделана несколько лет назад и уже успела сойти с репертуара (во Франции спектакли не живут так долго, как у нас), но была восстановлена специально для поездки в Москву. Ее сыграют десять раз подряд в последние дни перед закрытием фестиваля, так что, я полагаю, кто захочет – сможет ее увидеть.

Теперь о том, что не так известно. Во-первых, заканчивая с английской темой на нынешнем фестивале – о постановке Мэтью Боурна «Пьеса без слов», которая обещает оказаться первоклассным развлекаловом. Боурн, режиссер и хореограф, многократный лауреат самых престижных английских премий «Тони» и «Оливье» (в частности и за «Пьесу без слов»), поставил пластический спектакль о Лондоне 60-х годов на сюжет знаменитого фильма Джозефа Лоузи «Слуга» (с молодым Дирком Богардом, если кто не помнит). Это совместная постановка лондонского Национального театра с театром «Нью Эдвенчерз», которым руководит Боурн, и получилась она, судя по английским рецензиям, сексуальной, напряженной и стильной.

Далее – остатки восточных программ, которые большей частью прошли в июне. Нам покажут «Старинные национальные танцы» из Тайваня.

Как говорят, это изысканнейшее зрелище, где под традиционную музыку восьмисотлетней давности китайские фарфоровые красавицы в едва колышущихся ярких одеждах двигаются церемонно и плавно, как марионетки.

А корейское барабанное шоу «ДудРок» привезут по воле компании LG, главного спонсора фестиваля, что обычно оказывается сомнительной рекомендацией. Но на прошлый фестиваль спонсоры тоже привозили корейских барабанщиков, и тогда это было весьма лихое и зажигательное зрелище. Так что есть надежда, что и «ДудРок», который обещает соединить «традиционную и современную ударную музыку, а также рок, джазовый танец и пантомиму», будет неплох.

Ну и наконец, самая загадочная программа нынешнего фестиваля – бразильская. Бразильского театра в Москве практически не видели, вот разве что на один из первых чеховских фестивалей в столицу привозили «Книгу Иова», спектакль Антонио Араужо из Сан-Паулу, где зрителей водили по лабиринтам раздолбанного под ремонт театра «Модерн» вслед за голым, измазанным липкой кровью и гноем праведником.

До брутальности бразильцев нам далеко: уже в первые минуты представления по ветхозветному сюжету, говоря о первом испытании Иова, в круг стоящих зрителей вбрасывали охапку кровавых костей, и кое-кто из публики грохался в обморок сразу, не дожидаясь жестокого развития событий.

Тогда объясняли, что вот такое особенно острое ощущение телесности театра, строящегося на человеческой плоти: обнаженные тела, кровь, боль, холод — в традиции латиноамериканского и особенно бразильского искусства.

На нынешнем фестивале нам устраивают целый бразильский сезон с показами пяти театров, но, судя по всему, ничего такого же сильнодействующего на этот раз не предвидится. И все же первые спектакли, которые уже успели по паре раз показать, оказались очень обаятельными. Кукольный театр из Сан-Паулу «Волшебная шкатулка» называют «индивидуальным театром», и действительно, каждое свое представление он показывает зараз только одному зрителю — тот глядит в черный ящик, будто в объектив старинного фотоаппарата, с другой стороны которого под бархатным покрывалом пристроились две кукловодши. И длится это удовольствие всего три минуты. В фестивальной программе стоит три их представления: «Фотограф», «Внутри Отелло» и «Свет Лорки». Я видела только первый, где под музыку крошечный бородатый толстяк-фотограф суетился, пытаясь меня сфотографировать: всматривался, приложив руку козырьком, подкручивал объектив и т. д. В результате выставлял табличку «Улыбнитесь!», махал рукой и посылал смачный воздушный поцелуй. А когда я вылезала из-под покрывала, мне выдавали маленький рисованный портретик, будто мою фотографию. Сходить на этот спектакль я очень советую, особенно с ребенком, правда, очередь перед «индивидуальным театром» выстраивается довольно длинная, но идет она быстро. Играют этот уличный спектакль с 18.00 до 20.00 в первые три дня около театра Моссовета, а потом – около театра Пушкина, так что главный наплыв зрителей происходит до начала представления на основной сцене, то есть до 19.00, а потом становится посвободнее. Тут же и билеты продают.

Второе представление, которое еще можно увидеть в понедельник – «Лунарио Перпетуо». Это не спектакль, а скорее концерт команды Антонио Норбеги – певца, скрипача, гитариста, клоуна, танцора и прочее, прочее из того же Сан-Паулу. Оркестр у него не маленький: много ударных, гитары, флейта, саксофон, аккордеон, клавишные, а сам Норбега, хоть и не очень молодой, - очень заводной артист. Он поет что-то, большей частью, собственного сочинения, но совершенно в народном духе, с текстами то веселыми, то напоминающими жестокие романсы. И, не выпуская скрипки из рук, пляшет, а вокруг него танцуют, скачут, жонглируют и вообще носятся две женщины, одна из которых его жена, а вторая, по-видимому, дочь. И несмотря на то, что Норбега считается большим специалистом в области традиционной культуры бразильской провинции (а может, и благодаря этому), все это выглядит обаятельной самодеятельностью. Но не той, которая получается, когда люди не умеют петь и танцевать, а правильной — аутентичной. Так в деревнях, наверное, пляшут без всякой хореографии, а просто от радости.

В финале первого представления, когда Норбега сказал, что обычно заканчивает спектакли общим танцем-хороводом, наши обычно зажатые зрители так и побежали на сцену. А когда там стало тесно, Норбега, продолжая петь, всех цепочкой вывел через зал в фойе театра, туда же выскочили музыканты с барабанами и все еще минут 15 отплясывали, как сумасшедшие.

Из оставшихся бразильских спектаклей больше всего рекомендуют «Золотой Оскал» в постановке местной знаменитости Жозе Селсу – сделанное с буйной фантазией и бешеным драйвом представление о продавце лотерейных билетов, золотозубом злодее-мафиози из окрестностей Рио-де-Жанейро по кличке Золотой Оскал.

Вот, собственно, и все. Еще обещали в июле показать на фестивале новый спектакль знаменитого швейцарца Кристофа Марталера, но, как выяснилось, не покажут. И это очень жаль.

Новости и материалы
«Пари НН» и «Динамо» не выявили победителя в матче РПЛ
Скончался композитор Павел Карманов
Ученые обучили ИИ проектировать супербелки
Зарема раскритиковала «Динамо»
В Германии связали отказ Писториуса от участия в выборах с испытанием «Орешника»
«Хезболла» заявила об атаке на базу Израиля в районе порта Хайфы
В Петербурге произошел взрыв в салоне автобуса
Травмированный Овечкин избежал операции
Эксперт рассказала, как пандемия изменила привычки россиян в одежде
Среди россиян вырос спрос на новогодние букеты
Советник верховного лидера Ирана спрогнозировал исход конфликта на Украине
Психолог объяснила, почему ребенка должны воспитывать оба родителя, а не только мать
В Германии заявили о пессимистических настроениях в Киеве
Посол Мельник предрек Украине «самые сложные» восемь недель в истории
«Ливерпуль» одержал волевую победу в чемпионате Англии
В московском торговом центре произошла массовая драка
Пушилин сообщил о продвижении российских войск в Дзержинске ДНР
При атаке беспилотников ВСУ в Белгородской области пострадал боец самообороны
Все новости