Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Бразильский оскал

Свирепые бразильцы, Шостакович и «Комеди Франсез» украсят вторую половину Чеховского фестиваля. Кое-кто из публики грохался в обморок сразу, не дожидаясь жестокого развития событий.

Двухмесячный театральный марафон распечатал свою вторую половину. И если в июньской программе для театрала было достаточно знакомых имен, чтобы желающие могли сами сориентироваться, то в июльской части знаменитостей, бывавших у нас раньше, почти не будет.

Крупняков ожидается два. Первый – Лондонский театр «Комплисите» Саймона Макберни, имеющего уже все возможные театральные награды мира. «Комплисите» был в Москве один раз – в 1993 году с изумительным, полным поэзии и лихих театральных трюков спектаклем «Улица крокодилов» по Бруно Шульцу.

Те, кто видел 12 лет назад это представление, не могут его забыть, спектакль недавно включили в вышедшую книгу «100 лучших спектаклей ХХ века».

На этот раз Макберни привозит в Москву спектакль, посвященный судьбе Шостаковича – «Шум времени». Главное действующее лицо спектакля – знаменитейший струнный Эмерсон-квартет (кто не чужд музыке, понимает, какой уровень сразу задается представлению, строящемуся вокруг последнего, пятнадцатого квартета Шостаковича). Рассказать, о том, что конкретно происходит в спектакле, не берусь, но можете не сомневаться, что, кроме музыки в нем будет достаточно действия и театральных чудес.

Второй крупняк – «Лес» Островского — спектакль не нуждающегося в представлении главного французского театра «Комеди Франсез» в постановке также не нуждающегося в представлении Петра Фоменко. Постановка сделана несколько лет назад и уже успела сойти с репертуара (во Франции спектакли не живут так долго, как у нас), но была восстановлена специально для поездки в Москву. Ее сыграют десять раз подряд в последние дни перед закрытием фестиваля, так что, я полагаю, кто захочет – сможет ее увидеть.

Теперь о том, что не так известно. Во-первых, заканчивая с английской темой на нынешнем фестивале – о постановке Мэтью Боурна «Пьеса без слов», которая обещает оказаться первоклассным развлекаловом. Боурн, режиссер и хореограф, многократный лауреат самых престижных английских премий «Тони» и «Оливье» (в частности и за «Пьесу без слов»), поставил пластический спектакль о Лондоне 60-х годов на сюжет знаменитого фильма Джозефа Лоузи «Слуга» (с молодым Дирком Богардом, если кто не помнит). Это совместная постановка лондонского Национального театра с театром «Нью Эдвенчерз», которым руководит Боурн, и получилась она, судя по английским рецензиям, сексуальной, напряженной и стильной.

Далее – остатки восточных программ, которые большей частью прошли в июне. Нам покажут «Старинные национальные танцы» из Тайваня.

Как говорят, это изысканнейшее зрелище, где под традиционную музыку восьмисотлетней давности китайские фарфоровые красавицы в едва колышущихся ярких одеждах двигаются церемонно и плавно, как марионетки.

А корейское барабанное шоу «ДудРок» привезут по воле компании LG, главного спонсора фестиваля, что обычно оказывается сомнительной рекомендацией. Но на прошлый фестиваль спонсоры тоже привозили корейских барабанщиков, и тогда это было весьма лихое и зажигательное зрелище. Так что есть надежда, что и «ДудРок», который обещает соединить «традиционную и современную ударную музыку, а также рок, джазовый танец и пантомиму», будет неплох.

Ну и наконец, самая загадочная программа нынешнего фестиваля – бразильская. Бразильского театра в Москве практически не видели, вот разве что на один из первых чеховских фестивалей в столицу привозили «Книгу Иова», спектакль Антонио Араужо из Сан-Паулу, где зрителей водили по лабиринтам раздолбанного под ремонт театра «Модерн» вслед за голым, измазанным липкой кровью и гноем праведником.

До брутальности бразильцев нам далеко: уже в первые минуты представления по ветхозветному сюжету, говоря о первом испытании Иова, в круг стоящих зрителей вбрасывали охапку кровавых костей, и кое-кто из публики грохался в обморок сразу, не дожидаясь жестокого развития событий.

Тогда объясняли, что вот такое особенно острое ощущение телесности театра, строящегося на человеческой плоти: обнаженные тела, кровь, боль, холод — в традиции латиноамериканского и особенно бразильского искусства.

На нынешнем фестивале нам устраивают целый бразильский сезон с показами пяти театров, но, судя по всему, ничего такого же сильнодействующего на этот раз не предвидится. И все же первые спектакли, которые уже успели по паре раз показать, оказались очень обаятельными. Кукольный театр из Сан-Паулу «Волшебная шкатулка» называют «индивидуальным театром», и действительно, каждое свое представление он показывает зараз только одному зрителю — тот глядит в черный ящик, будто в объектив старинного фотоаппарата, с другой стороны которого под бархатным покрывалом пристроились две кукловодши. И длится это удовольствие всего три минуты. В фестивальной программе стоит три их представления: «Фотограф», «Внутри Отелло» и «Свет Лорки». Я видела только первый, где под музыку крошечный бородатый толстяк-фотограф суетился, пытаясь меня сфотографировать: всматривался, приложив руку козырьком, подкручивал объектив и т. д. В результате выставлял табличку «Улыбнитесь!», махал рукой и посылал смачный воздушный поцелуй. А когда я вылезала из-под покрывала, мне выдавали маленький рисованный портретик, будто мою фотографию. Сходить на этот спектакль я очень советую, особенно с ребенком, правда, очередь перед «индивидуальным театром» выстраивается довольно длинная, но идет она быстро. Играют этот уличный спектакль с 18.00 до 20.00 в первые три дня около театра Моссовета, а потом – около театра Пушкина, так что главный наплыв зрителей происходит до начала представления на основной сцене, то есть до 19.00, а потом становится посвободнее. Тут же и билеты продают.

Второе представление, которое еще можно увидеть в понедельник – «Лунарио Перпетуо». Это не спектакль, а скорее концерт команды Антонио Норбеги – певца, скрипача, гитариста, клоуна, танцора и прочее, прочее из того же Сан-Паулу. Оркестр у него не маленький: много ударных, гитары, флейта, саксофон, аккордеон, клавишные, а сам Норбега, хоть и не очень молодой, - очень заводной артист. Он поет что-то, большей частью, собственного сочинения, но совершенно в народном духе, с текстами то веселыми, то напоминающими жестокие романсы. И, не выпуская скрипки из рук, пляшет, а вокруг него танцуют, скачут, жонглируют и вообще носятся две женщины, одна из которых его жена, а вторая, по-видимому, дочь. И несмотря на то, что Норбега считается большим специалистом в области традиционной культуры бразильской провинции (а может, и благодаря этому), все это выглядит обаятельной самодеятельностью. Но не той, которая получается, когда люди не умеют петь и танцевать, а правильной — аутентичной. Так в деревнях, наверное, пляшут без всякой хореографии, а просто от радости.

В финале первого представления, когда Норбега сказал, что обычно заканчивает спектакли общим танцем-хороводом, наши обычно зажатые зрители так и побежали на сцену. А когда там стало тесно, Норбега, продолжая петь, всех цепочкой вывел через зал в фойе театра, туда же выскочили музыканты с барабанами и все еще минут 15 отплясывали, как сумасшедшие.

Из оставшихся бразильских спектаклей больше всего рекомендуют «Золотой Оскал» в постановке местной знаменитости Жозе Селсу – сделанное с буйной фантазией и бешеным драйвом представление о продавце лотерейных билетов, золотозубом злодее-мафиози из окрестностей Рио-де-Жанейро по кличке Золотой Оскал.

Вот, собственно, и все. Еще обещали в июле показать на фестивале новый спектакль знаменитого швейцарца Кристофа Марталера, но, как выяснилось, не покажут. И это очень жаль.

Новости и материалы
Премьер-министр ЦАР Молуа отправился в РФ
Экс-агент ЦРУ предрек скорый крах украинской армии
Командиры ВСУ сообщили тревожные новости для Украины
Россиянка обратилась к врачам с кровоточащим раком молочной железы
В НМИЦ радиологии Минздрава спасли пациентку с кровоточащим раком груди
В Париже выставили гробы с плакатом «Солдаты Франции, погибшие на Украине»
Панарин высказался о вылете «Рейнджерс» из Кубка Стэнли
В Перми девочка искупалась в фонтане и лишилась фаланги пальца ноги
В Тверской области сотрудники МЧС России ликвидировали крупный пожар
Ивлеева откроет бар азиатской кухни после «голой вечеринки»
Samsung приготовила неприятный сюрприз для владельцев Galaxy Watch
Путин поблагодарил узбекского министра за вкусные фрукты
На Украине зафиксировали повреждение портовой инфраструктуры
Минфин США пообещал препятствовать развитию военно-промышленного комплекса РФ
Синоптик рассказал о дождливой погоде в Москве
Пьяный россиянин с пистолетом и угрозами вырвал у инвалида из рук пакет с едой
В UFC оценили желание Махачева драться за еще один титул
ВС РФ пресекли попытку украинского беспилотника атаковать Белгородскую область
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Харькове
Все новости