В Санкт-Петербурге в четверг завершился судебный процесс по делу об убийстве депутата Госдумы Галины Старовойтовой, застреленной в ноябре 1998 года. Суд завершился сенсацией: из шести подсудимых были оправданы четверо. Суд признал доказанной вину только двух человек – организатора убийства Юрия Колчина и одного из исполнителей преступления Виталия Акишина. Член тамбовской преступной группировки, уроженец Брянска Юрий Колчин получил 20 лет лишения свободы в колонии строгого режима. Один из стрелявших в Галину Старовойтову, Виталий Акишин, приговорен к 23,5 года лишения свободы в колонии строгого режима. Оба подсудимых признаны виновными по ст. 277 УК РФ (посягательство на жизнь государственного и общественного деятеля) и ст. 105 УК РФ (убийство).
Вину остальных подсудимых следствию доказать так и не удалось. Четверо других членов охранного агентства «Благоверный князь Александр Невский», которым руководил Юрий Колчин, — Алексей Воронин, Игорь Лелявин, Игорь Краснов и Юрий Ионов – оправданы и отпущены в зале суда.
Такое решение судьи стало неожиданностью не только для следствия, но и для адвокатов. Перед сегодняшним заседанием они не сомневались, что судья вынесет обвинительный приговор всем шестерым подсудимым.
По данным следствия, Лелявин следил за Галиной Старовойтовой. Краснов и Воронин устанавливали «прослушку» («жучки» нашли в рабочем кабинете Старовойтовой и на квартире). Юрий Ионов, по данным следствия, подвозил убийц Старовойтовой – Виталия Акишина и Олега Федосова (находится в розыске) — к месту убийства. Выступая на прениях сторон, государственный обвинитель заявил, что считает вину всех подсудимых полностью доказанной. Он требовал для всех длительные сроки тюремного заключения. Юрия Колчина как организатора банды и Виталия Акишина как одного из непосредственных исполнителей убийства представитель прокуратуры просил приговорить к пожизненному заключению. Для остальных подсудимых сроки тоже были высокие – от 12 до 15 лет. Лишь Воронину, который активно сотрудничал со следствием, следователь попросил дать 4,5 года лишения свободы.
В ходе следствия и во время судебного процесса все четверо признавали свою причастность к убийству.
Например, Алексей Воронин, который признался в участии в убийстве еще в начале процесса, в своем «последнем слове» 23 мая снова подтвердил показания и попросил прощения у всех, виновником чьего несчастья он стал вольно или невольно. А еще трое подсудимых — Юрий Ионов, Игорь Краснов и Игорь Лелявин — признали свою вину частично, заявив, что совершали действия, не имея представления о том, что они могут привести к убийству.
Суд встал на сторону подсудимых и признал, что Краснов и Ионов не знали о готовящемся убийстве Старовойтовой и не ведали, к чему могут привести их действия. Алексей Воронин и Игорь Лелявин, по мнению суда, совершили лишь «заранее не обещанное сокрытие следов преступления». Первоначальные обвинения в посягательстве на жизнь государственного и общественного деятеля были переквалифицированы судом на укрывательство преступлений. Однако по данному преступлению истекли сроки давности, и дело против них прекращено.
После оглашения приговора представитель гособвинения Игорь Соханенко не исключил возможности, что прокуратура будет обжаловать решение суда, требуя вынести обвинительный приговор освобожденным от ответственности, сообщает агентство «Интерфакс». В свою очередь, представитель потерпевших Леонид Сайкин выразил удовлетворение «тем, что суд признал факт того, что убийство было совершено по политическим мотивам, и приговорил организатора и непосредственного исполнителя к длительным срокам лишения свободы».
Адвокаты признанных виновными в убийстве Юрия Колчина и Виталия Акишина заявили о намерении обжаловать приговор.
За полтора года слушаний стали известны многие детали преступления и роль каждого из шестерых подсудимых. Так, Алексей Воронин подтвердил связь Юрия Колчина с убийством Галины Старовойтовой и сообщил на процессе, что за преступление Колчин должен был получить от заказчика $10 тыс. Одновременно на процессе дал показания главный свидетель обвинения, знакомый Юрия Колчина, попросивший не называть его фамилии. Он заявил, что Колчин был организатором убийства, опознал всех подсудимых и даже назвал связующее звено между Колчиным и заказчиком убийства. Посредником в этом деле, по его словам, был Михаил Глущенко, бывший депутат Госдумы от фракции ЛДПР. Причастность к убийству депутата ЛДПР подтвердил и еще один свидетель, выступавший на процессе, Леонид Сайкин.
Вызвавшийся дать показания Владимир Жириновский опроверг в суде сведения о причастности к убийству членов его партии. Однако Жириновский поведал, что заказчиками убийства могли быть Геннадий Зюганов и Геннадий Селезнев, у которых с Галиной Старовойтовой были очень натянутые отношения. Версию о причастности к убийству Геннадия Селезнева не исключил и помощник убитого депутата Руслан Линьков, ставший свидетелем ее убийства. По его мнению, у Старовойтовой незадолго до смерти был серьезный конфликт с Селезневым в связи с законопроектом о введении акцизных марок на алкогольную продукцию, который он лоббировал в Госдуме. Среди других врагов Старовойтовой ее помощник назвал лидера РНЕ (организация запрещена в России) Александра Баркашова, который был в неприязненных отношениях со Старовойтовой из-за идейных разногласий.
Депутат второго созыва Госдумы РФ Галина Старовойтова была убита накануне выборов в Законодательное собрание Санкт-Петербурга 20 ноября 1998 года. В тот вечер депутат прилетела в Петербург из Москвы. В аэропорту Пулково ее встретил Руслан Линьков, с которым они отправились на квартиру Старовойтовой. По версии следствия, в аэропорту депутата поджидал и Сергей Мусин, который дал знать о ее прибытии Юрию Колчину (он дежурил на набережной канала Грибоедова, неподалеку от дома, где жила Старовойтова). Колчин приказал Виталию Акишину и Олегу Федосову дождаться и убить Старовойтову в подъезде. Следствие считает, что именно они расстреляли депутата около ее квартиры на втором этаже из пистолета-пулемета «Аргам-2000» и пистолета «Беретта Гордоне». Предполагается, что в депутата стрелял Олег Федосов, надевший перед убийством женский парик.
Получив пять огнестрельных ранений, женщина скончалась на месте. Киллеры ранили Линькова в голову, но тот остался жив.
Бросив оружие, убийцы скрылись. Расследованием убийства занимались прокуратура Петербурга и региональное управление ФСБ. Только спустя четыре года следствия, когда были допрошены более тысячи человек, летом-осенью 2001 года в Петербурге, Пскове и Брянске были арестованы шесть человек, подозреваемых в совершении убийства. В ноябре 2002 года с санкции суда они были заключены под стражу. Суд над группировкой Колчина начался в январе 2004 года. Еще четверо – Сергей Мусин, Павел Стехновский, Олег Федосов и Игорь Богданов — были объявлены в розыск. Павла Стехновского нашли в конце мая 2004 года в Бельгии и экстрадировали в Россию. В середине июня 2005 года УФСБ РФ по Петербургу и Ленобласти завершило расследование дела в отношении Стехновского и еще одного найденного фигуранта дела, Вячеслава Лелявина. Сейчас они знакомятся с материалами уголовного дела и вскоре предстанут перед судом.
Заказчик убийства Галины Старовойтовой до сих пор не установлен. Следствие по этому делу продолжает Управление ФСБ Санкт-Петербурга.