Оператор проекта «Сахалин-2» — компания Sakhalin Energy — вкладывает деньги в нефте- и газодобычу в шельфовой зоне острова Сахалин. Первый этап проекта, в ходе которого впервые в России началась добыча нефти с шельфа (а именно, с Пильтун-Астохского месторождения), закончен. Правда, добыча нефти ведется только в летнее время, когда Охотское море свободно ото льда. Для бурения используется платформа «Моликпак», для установки которой ЕБРР выделил $170 млн.
В рамках второго этапа проекта предполагается дальнейшее освоение Пильтун-Астохского нефтяного месторождения, а также Лунского газового месторождения. Именно на этом этапе добычу углеводородов планируется поставить на поток, нефть будут качать круглосуточно и круглогодично. Для этого надо построить две новые морские платформы, а также систему морских трубопроводов для транспортировки нефти и газа с трех платформ на берег.
Строительство будет вестись по принципу проектного финансирования. Стоимость второго этапа — $12 млрд.
И тут оператору проекта не обойтись без кредитов международных организаций. На проектное финансирование нужно найти около $5 млрд, своих денег у компании нет. Финансирование работ осуществляют акционеры проекта либо международные финансовые институты, предоставляющие займы.
Но ЕБРР усомнился в экологических последствиях проекта и не спешит выделять деньги, а это ставит под вопрос продолжение работ на шельфе.
«Sakhalin Energy обратилось за кредитом почти в $5 млрд к четырем организациям — ЕБРР, Японскому банку международного сотрудничества, американскому Exim-банку, британскому Агентству по финансовым гарантиям, — пояснила «Газете.Ru» координатор программы по экологической политике нефтегазового сектора Всемирного фонда дикой природы Татьяна Серых. — Экологическую оценку проекта осуществляет ЕБРР, который заключил соглашение со всеми остальными организациями, поэтому отказ ЕБРР в кредите означает потерю остальных кредиторов».
Впрочем, в ЕБРР «Газету.Ru» попросили не воспринимать решение как окончательный отказ от финансирования проекта.
«Мы провели свой мониторинг и обнаружили некоторые проблемы со строительством трубопровода. В настоящее время мы подняли эти вопросы на переговорах с «Сахалин Энерджи» и обсуждаем возможные решения, — пояснил пресс-секретарь московского офиса ЕБРР Ричард Уоллис. — Мы не можем сейчас сказать, когда перейдем к следующей стадии проекта. Но сейчас его материальная часть не соответствует нашей политике и принципам. Но я бы не спешил с выводом о том, что ЕБРР выходит из проекта. У компании еще есть возможность все исправить». Конкретные недостатки проекта представитель ЕБРР назвать отказался.
«Политика ЕБРР — вкладывать сравнительно небольшие суммы в высокодоходные, а также социально значимые проекты. При этом банк избегает участвовать в инвестициях, которые политически чувствительны и могут повредить его репутации. К таким относятся и природоохранные мероприятия. На Западе проблемы охраны окружающей среды рассматриваются очень серьезно», — считает Валерий Нестеров из «Тройки Диалог».
А во Всемирном фонде дикой природы считают, что экологические нарушения в проекте «Сахалин-2» куда более существенны, что и заставило ЕБРР притормозить с выделением денег. «На годовом собрании ЕБРР в Белграде отмечалось, что банк не устраивает качество экологических работ по проекту. Хотя государство дало положительное заключение экологической экспертизы, банкирам этого не достаточно. Они всегда проводят свое обследование по воздействию проекта на окружающую среду. Для его проведения не хватало важных документов — плана ликвидации и предотвращения аварийных разливов нефти, плана мероприятий для смягчения негативных экологических последствий при пересечении трубопроводами нерестовых рек. Эти документы так и не были предоставлены. Есть и масса других проблем: гибнут серые киты, ставится под угрозу жизнь коренных малочисленных народов Севера», — говорит Татьяна Серых.
Эксперт предполагает, что если «Сахалин-Энерджи» не удастся договориться с ЕБРР, то это приведет к удорожанию кредитов для компании:
«Участие ЕБРР в проекте — своеобразная политическая гарантия для кредитора. Если ЕБРР и другие международные финансовые организации откажут в кредитах, то частные кредиторы повысят ставки».
«Сумма в $5 млрд скорее похожа на кредитную линию, чем конкретный кредит. Поэтому промедление не будет иметь особых последствий для проекта. На долговом рынке сейчас благоприятная ситуация, так что Shell «короткие» деньги найдет очень быстро и сможет продолжить строительство еще до конца летнего сезона. К тому же для западных банков этот проект — весьма лакомый кусок. Нельзя исключить, что в ближайшее время банкиры и экологи смогут договориться», — полагает Андрей Громадин из МДМ-банка.
А Валерий Нестеров уверен, что экологи бессильны остановить реализацию проекта. «Компания уже инвестировала в «Сахалин-2» около $4 млрд. Большая часть будущей добычи газа законтрактована. Конфликт с экологами сможет лишь задержать реализацию или заставить внести в проект изменения, но не остановить его. К тому же акционеры смогут существовать и без кредитов банка. Они вполне обойдутся частными средствами», — уверен эксперт.