Представьте себе, что в прокат выходит приквел к «Белому солнцу пустыни» под названием «Товарищ Сухов: начало». Везде реклама, в газетах и журналах выходят заметки про то, как исполнитель повернул канонический образ борца с басмачами и как современная политика преломилась в зеркале фильма.
Только поняв, что Бэтмен – это американский товарищ Сухов и Глеб Жеглов, можно следить за развитием его истории без глубокого недоумения.
«Бэтмен: начало» (Batman Begins) это возможность для уже трех поколений американцев – от тех, кто детьми смотрел телесериал с Адамом Уэстом в 60-х, до тех, кто угодил на «Бэтмена и Робина» в 90-х, – узнать, как же мажор из богатейшей семьи Готэма превратился в машину справедливости.
Начинается фильм в тюрьме, сильно смахивающей на китайскую. В ней выживает в схватках с уголовниками Брюс Уэйн, будущий Бэтмен, а пока просто сын убитых уличным грабителем родителей, одержимый жаждой мести всем нарушителям спокойствия. В тюрьме он оказался добровольно, ради изучения повадок преступного мира. И здесь же он получает предложение, от которого не может отказаться: к нему является изящный джентльмен и предлагает стать членом Лиги теней – тайной организации, прописанной в горном монастыре, которая многие столетия борется с несправедливостью. Пройдя курс обучения у настоящих японских ниндзя, Брюс Уэйн узнает, что лига – не столько терапевты, сколько хирурги. Тайный орден просто уничтожает гнездо порока целиком.
Это они разрушили Рим, сожгли Лондон и напустили чуму на Европу. Их следующая мишень – прогнивший коррумпированный Готэм-сити.
Решив, что это не его методы, Уэйн сжигает прибежище лиги и возвращается домой. Жажда мести прошла, осталась жажда справедливости. В пещерах под фамильным домом он организует бэт-убежище, ученый из корпорации его покойного отца снабжает мстителя всякими девайсами, дворецкий помогает надевать костюм. Главными противниками станут король преступного мира и загадочный доктор, сводящий врагов с ума при помощи психотропного яда. Но самое худшее – то, что Лига теней не отказалась от своих дьявольских планов.
О значимости проекта говорят ресурсы, привлеченные для его создания. Режиссером стал Кристофер Нолан, вундеркинд, прославившийся «Мементо» и «Бессоницей». Бэтмен – Кристиан Бэйл, доказавший в «Машинисте», что он очень талантливый актер. Далее везде – Морган Фримен, Рутгер Хауэр, Лиам Ниссон, Гэри Олдмен. Отдельно — Силлиан Мерфи, парень из «Дискосвиней», переигравший в роли доктора-убийцы всю компанию.
Если по-бэтменски ставить превыше всего справедливость, то, глядя на эту ленту, нужно просто признать: она снята не для нас.
Отказавшись работать в эстетике комикса, Нолан подробно и реалистично рассказывает о том, как закалялась сталь, последовательно отвечая на проклятые вопросы американской культуры: как Бэтмен успевал натянуть свой костюм? Почему никто из соседей не видел, как он выезжает на бэт-мобиле? Теперь вся Америка благодарна Нолану, потому что знает честный и правдивый ответ.
И он заслуживает благодарности – сочетание консерватизма и экстремизма у этого режиссера идеальное: он всегда точно знает дозу. Отказавшись от барочности Тима Бартона, он использует относительно простую картинку. Нарочито наивно выстраивая конфликт, он говорит об Америке, против которой куется заговор в далеких азиатских горах, о понятиях мести и справедливости, заново осмысляемых после 11 сентября и «Абу-Грейб», и прочих актуальных вещах. Несносно банальный и простодушный по эту сторону Атлантики, на родине «Бэтмен: начало» является рассуждением о Ницше, леденящей душу критикой современности, своеобразным диалогом с «Американским психопатом», в котором Бэйл также играл главную роль, и еще бог знает чем.
Вроде бы получается все как в анекдоте про мышей и карликов. С другой стороны, кто знает, как выглядит для карлика здоровенная летучая мышь?
Тайны Бэтмена раскроются с 16 июня во всех кинотеатрах Москвы.