Информация об отставке главы компании, как ни странно, впервые была озвучена комментатором в ходе матча футбольных клубов «Локомотив» и «Зенит» (РЖД спонсирует клуб «Локомотив»). Позднее ее подтвердили источники «Газеты.Ru» в самой компании. Точку поставил глава Департамента массовых коммуникаций, культуры и образования правительства РФ Денис Молчанов, который подтвердил факт перестановок.
Владимир Якунин стал президентом и председателем правления ОАО, а экс-глава компании Геннадий Фадеев назначен помощником Михаила Фрадкова.
Так что источники зря поторопились отправлять «деда» — так в компании звали Геннадия Фадеева — на давно заслуженную пенсию.
Полуофициальная версия: у Геннадия Фадеева не хватает либо сил, либо желания на то, чтобы завершить начатые с преобразованием Министерства путей сообщения (МПС) в государственную корпорацию реформы. Ее озвучивают как источники в правительстве, так и эксперты «Газеты.Ru».
«Компания меняется. Предстоит интенсификация реформы и реорганизация органов управления. Тот карт-бланш, который в свое время получил Геннадий Матвеевич в вопросах реформирования, теперь получит Якунин», — сообщил «Газете.Ru» источник, близкий к руководству компании.
В правительство подано предложение по новой структуре компании. Очевидно, что Геннадий Матвеевич реализовать эту идею не мог или не хотел. Речь идет об укрупнении так называемых филиалов дорог: они укрупнятся, и их число сократится с 17 до 7.
И в этом есть доля истины. Геннадий Фадеев принадлежит к касте железнодорожников. Это обстоятельство было одним из ключевых, когда выбирали, кто после ухода Николая Аксененко возглавит МПС. Уже тогда питерец Якунин, которого давно и небезосновательно подозревают в дружбе с Владимиром Путиным, назывался в качестве кандидата номер один. Но, как говорили тогда в правительстве, было понятно, что человека со стороны не примут железнодорожные царьки на местах. Тогда было принято решение, что Геннадий Фадеев возглавит министерство, а его правой рукой станет Якунин. В правительстве поясняли: вот подучится, наведет контакты с железнодорожниками, вникнет в специфику, и поменяем.
Повод «поменять» возникал дважды: когда Фадеев достиг пенсионного возраста и должен был по закону о госслужбе уйти в отставку и когда активы МПС передали в РЖД и формировали там органы управления. Но оба раза Геннадию Матвеевичу удавалось остаться на плаву. И, как утверждают источники «Газеты.Ru» в компании, до последнего момента Фадеев оставался реальным хозяином компании: несмотря на большие полномочия Владимира Якунина, последнее слово во всех вопросах якобы оставалось за президентом, касались ли они хозчасти, финансов или стратегического планирования. То же самое относится и к области оперативного управления компании, вотчине первого вице-президента ОАО Хасяна Зябирова (который, по данным «Газеты.Ru», останется одним из вице-президентов).
Но похоже, что раскол в руководстве все же был. Геннадий Фадеев не раз выступал против предложенного сокращения количества железных дорог на том основании, что управлять укрупненными активами будет куда труднее, чем существующими 17 компаниями. Глава РЖД говорил о возможной потере управляемости в ходе реализации такой схемы, а также о том, что такое укрупнение растянется на годы и будет весьма затратным.
Но многие эксперты говорили о том, что Фадеев просто не может пойти против начальников региональных дорог, а все проблемы упираются в деньги: в тех регионах, где находятся филиалы, крутятся немалые средства, зачастую неучтенные.
По новому плану централизация затронет и «верхушку» РЖД. В управляющей компании сократится число вице-президентов — с 18 до 4.
По одной из версий, Фадеев просто взял «самоотвод», когда его поставили перед необходимостью проводить новые, непопулярные реформы. И за такое самопожертвование его оставили при власти.