Сколько ни сравнивай переезд с пожаром и наводнением, но чаще ему сопутствует радостное возбуждение. Особенно если ожидается улучшение жилищных условий. Музей личных коллекций начал паковать вещи еще в начале года, и уже тогда ворчание его сотрудников (дескать, куда ж это мы с насиженного места) перемежалось робкими надеждами: может, оно и к лучшему? Новое гнездо обещали оборудовать подобающим климатом, надежной сигнализацией, удобными хранилищами, да и метраж здесь побольше. В общем, напряглись и переехали.
Путь был недальним, всего метров двести.
Теперь адрес МЛК не Волхонка, 14, а Волхонка, 10, и располагается он уже не слева, а справа от основного здания ГМИИ. С фасада можно обнаружить ложноклассическое строение песочного цвета. Внутренность же его устроена довольно диковинным образом: большой застекленный атриум, залы в виде галерей и анфилад по периметру, обилие лестниц между уровнями, позолоченные перила, неожиданный пузатый балкончик – словом, эклектика, претендующая на уют. Изначально сюда планировалось переместить шедевры импрессионистов и постимпрессионистов из коллекций Щукина и Морозова, но пока велась реконструкция (а велась она мучительно долго, с 1990 года), у руководства музея возникли сомнения. Со временем вешать здесь Сезанна с Матиссом окончательно расхотели.
И тогда родился другой план: в новый комплекс переезжают личные коллекции, их место после опять-таки ремонта занимает щукинско-морозовское наследие, а впоследствии, когда приведут в чувство бывший институт Маркса-Энгельса и построят еще один корпус на месте правительственной бензоколонки, произойдет уже тотальное расселение и в главном здании останутся лишь античные слепки, как и мечталось когда-то основателю музея Ивану Цветаеву. Правда, процесс этот рискует весьма затянуться, особенно если учесть, что частных инвесторов ГМИИ не подпускает к себе на пушечный выстрел (Ирина Антонова с неизменным негодованием отзывается о музее Шилова по соседству, допустившем строительство бизнес-центра на своей территории).
Так что неизвестно, доведется ли кому-нибудь из ныне живущих россиян увидеть окончательные плоды грандиозного замысла. Но первый шаг все-таки сделан.
Новое музейное здание возведено на базе двух старинных руинированных особняков, которые большевики еще при строительстве первой линии метро собирались снести к чертовой матери, но отвлеклись на что-то более существенное. Теперь тут все свеженькое и веселенькое – кроме экспонатов, разумеется: они большей частью раритетные и высокодуховные. Отчасти их размещение повторяет прежнюю структуру: сохранен принцип обособленного показа отдельных коллекций, так же развернуто представлены некоторые авторы – Александр Родченко и Варвара Степанова, Леонид Пастернак, Давид Штеренберг, Александр Тышлер, Дмитрий Краснопевцев. Не менее внушительно, чем раньше, выглядит собрание русского и западного искусства, подаренное музею инициатором его создания Ильей Зильберштейном. Рядом иконы и художественное стекло. Из-за отличий в планировке двух зданий соотнести форматы трудно, но статистика говорит о расширении показа: сейчас в МЛК помещается 1500 экспонатов вместо прежних 1300. В качестве сюрприза преподнесены два новых раздела – коллекция предметов дворянского интерьера, завещанная музею Еленой Макасеевой, племянницей Леонида Утесова, и собрание живописи Серебряного века от супругов-филологов Инны Корецкой и Бориса Михайловского.
Имена всех без исключения дарителей увековечены на мраморной доске при входе. Кстати, там еще остается свободное место.
До конца года обещают открыть неподалеку и детский образовательный центр, правда, с одной оговоркой: если раньше строители не разбегутся. Возведение «музейного городка» вокруг ГМИИ своим ритмом напоминает о неспешности кума Тыквы, всю жизнь собиравшего личную коллекцию кирпичей для своего домика. Но как заглянешь через забор к синьору Шилову, где ударными темпами вырастает пресловутый бизнес-центр, так и понимаешь: все же права Антонова — лучше строить на свои да на государственные. Медленно, зато без сокрушительных моральных и территориальных потерь.