Большая часть клиентов Airbus, стоящих в очереди на покупку A380, уже проинформирована о возможных задержках поставок самолетов на шесть месяцев. Airbus пояснила, что задержки вызваны затруднениями, возникшими при решении ряда технических вопросов. Кроме того, согласно заявлению компании, стоимость разработки новой модели выросла на 15% по сравнению с запланированной.
Компания Airbus получила 144 заказа от 13 покупателей на эту модель. Стоимость каждого самолета составляет $280 млн. Сумма всех сделок оценивается в $40,3 млрд. Среди покупателей такие компании, как Singapore Airlines, Emirates, Deutsche Lufthansa AG и Air France-KLM Group.
Задержки коснутся в первую очередь компании Singapore Airlines, которая должна была получить десять самолетов во втором квартале 2006 года.
Руководство авиаоператора довольно резко отреагировало на изменения в сроках доставки. «Singapore Airlines должна быть первой, кто начнет эксплуатацию нового A380. Компания может потребовать выплаты компенсаций», — заявил генеральный директор Singapore Airlines Чю Чоон Сенг.
Руководство Airbus не согласно с такой позицией. «Если бы мы имели дело с непростительно долгой задержкой, то тогда речь могла бы идти о компенсации», — заявил коммерческий директор Airbus Джон Лихи. Он отказался от комментариев по вопросу о размерах возможных компенсаций, но допустил возможность распространения задержек не только на Singapore Airlines, но и на других клиентов компании.
В определенном смысле Airbus поддерживает компания Emirates. «Если доставка самолета откладывается на три или шесть месяцев, то это нормально; если она затягивается еще дольше, то тогда это создает проблемы, — сказал Тим Кларк, президент компании Emirates. – Никогда в истории авиастроения самолеты не доставлялись во время. Просто пришлите мне самолет, который работает».
Тем не менее Emirates допустила возможность взысканий в случае, если задержки превысят полгода.
«Взыскания могут носить финансовый характер, — заявил Морис Фланаган, вице-председатель Emirates. — Они могут браться из расчета за каждый день или за каждую неделю задержек».
«Я бы сказал, что мы столкнулись с серьезной проблемой, так как не услышали обоснованных объяснений от Airbus, — сказал Пол Нисбет, аналитик по аэрокосмическому направлению исследовательского центра JSA Research. – Авиастроительная компания лишь заявила, что испытывает проблемы с производством, но не сказала почему.
Возможно, что в этом новом проекте имеется много недоработок, которые изменили производственные планы Airbus».
Авиакомпания Air France также осведомлена о возможных задержках A380. «Самолеты должны были быть поставлены компании в апреле 2007 года. Мы намерены использовать их на рейсах из Парижа в Нью-Йорк и Монреаль», — заявил представитель компании на условиях анонимности. Он также сообщил, то не имеет точной информации, сколько самолетов будет задержано и какова может быть сумма компенсационных выплат со стороны Airbus.
C задержками поставок A380 столкнулись не все заказчики. Компании Malaysian Airline System Bhd и Deutsche Lufthansa AG, которые должны получить самолеты в 2007 году, не ожидают никаких задержек, так как они не входят в число первых клиентов Airbus.
Задержки поставок А380 уже нанесли компании Airbus огромный репутационный ущерб. Авиаконцерн именно с помощью этой модели надеялся сохранить лидерство в конкурентной борьбе с американской компанией Boeing, которой тем не менее удалось получить заказы нескольких традиционных клиентов Airbus, а именно Northwest Airlines Corp., ACE Aviation Holdings Inc.’s Air Canada и Air India Ltd.