Это раньше у нас был «мертвый сезон», и к началу лета москвичи расползались по дачам и огородам. А теперь прямо с 1 июня искусство нас так берет в оборот – только держись. Самый масштабный и представительный отечественный театральный фестиваль – Чеховский – в этом году продлится два полных месяца, с начала июня по конец июля. Весь центр столицы уже завешан огромными билбордами с надписью «Театры мира в Москве» и томной дамой с невнятной лохматой муфтой на коленях (при внимательном рассмотрении она оказывается собачкой).
Чеховский фестиваль, который проходит раз в два года, всегда работает в режиме марафона, так что к его концу измученные шедеврами театралы мечтают никогда больше не видеть театра, а отдохнув всего месяц, воротят носы от рядовых столичных премьер:
«После того что мы видели на Чеховском, это не искусство».
На нынешнем, шестом по счету фестивале шедевров будет не так много, как раньше, зато будет много экзотики: чуть-чуть известных нам японских и совсем не известных тайваньских и бразильских представлений. Чтобы вы не запутались, на этот раз расскажем только об июньской программе.
Во-первых, открытие. Его, как на всех последних чеховских фестивалях, придумал Слава Полунин. На этот раз оно пройдет в саду «Аквариум», называться будет «Урбан сакс в Аквариуме» и пройдет пять раз с 1 до 5 июня. Обещали, что питерский художник Алексей Кострома обклеит весь сад включая статуи, скамейки и деревья, гусиным пухом, что пятьдесят французских саксофонистов (их команда и называется «Урбан сакс») будут играть, летая в воздухе, а начнется все с того, что они прилетят в сад с самого «Пекина» и всех высотных зданий вокруг «Аквариума». А еще будет балет в воздухе и на деревьях, танцевать в котором будет екатеринбургская труппа Татьяны Багановой (действо поставит голландский японец Шусаку, который уже работал у нас на открытых пространствах во время театральной Олимпиады и на давнем «Корабле дураков»).
Тем, кто собирается пойти: Полунин просил зрителей одеваться в белое, серебристое и пуховое, чтобы не разрушать картинку «пухового сада» Костромы.
Пока будут играть открытие, композитор и режиссер из Швейцарии Хайнер Геббельс покажет причудливое, насыщенное музыкой представление под непроизносимым названием «Эраритжаритжака» (что, говорят, на языке австралийских аборигенов означает «вдохновленный желанием того, чего больше нет»). Этот режиссер большой любитель новых технологий и световых эффектов, так что в спектакле, где главное действующее лицо – известный амстердамский струнный квартет «Мондриан», будет на что посмотреть.
Надо сказать, что в этом году на фестивале необычно много музыки. Музыкальные представления везут даже те постановщики, от которых этого не ждали.
В июне нам покажут два тайваньских музыкальных спектакля. Балет «Лунная вода» хореографа Ли Хвай Мина (которого по влиятельности на азиатскую хореографию сравнивают с Пиной Бауш, Форсайтом и другими великими) – черно-белое действо, где в финале сцену с танцорами зальет вода. И медитативное представление «Звук океана», идущее под музыку барабанов и гонгов, где смешиваются китайская опера, боевые искусства и драматическая сосредоточенность, которой постановщица спектакля Лио Руо-ю училась у Гротовского. Далее – два французских танцевальных спектакля: «Творение» на музыку Бетховена (здесь история рождения танца соединяется с историей рождения человека), и «Кровь звезд» на музыку Малера, Штрауса и Минкуса (история о нимфе Каллисто) – оба в хореографии Тьерри Маландена, руководителя национального хореографического центра Биарицца.
Все это располагается в фестивальной программе «Мировая серия» (кроме нее, есть еще экспериментальная и молодежная программа, а также программа московских спектаклей, на которую летом москвичам времени тратить не стоит).
Кроме того, из знаменитостей в июне в Москву прибудет питерский спектакль с Алисой Фрейндлих – «Оскар и розовая дама». Говорят, что Фрейндлих, одновременно играющая и экстравагантную даму, и маленького мальчика – очень хороша, а ушлые театралы билеты на оба представления уже раскупили. Далее из громких имен – уже почти обрусевший англичанин Деклан Доннеллан, снова поставивший спектакль с русскими актерами. Теперь это «Три сестры», премьера которых совсем недавно прошла в Париже, как говорят, с большим успехом. Впрочем, в Доннеллане сомневаться не приходится: и его английские спектакли всегда принимались «на ура», и поставленные у нас «Борис Годунов» с Евгением Мироновым, и «Двенадцатая ночь» с одними мужчинами – были очень хороши. Будет Тадаси Судзуки, которого у нас принято числить среди великих. Но после нелепого «Короля Лира», которого он поставил с нашими артистами в МХТ, идти на японского «Иванова» не очень хочется, тем более что артисты там снова разъезжают на инвалидных колясках, а это — на любителя.
Любителям экзотики стоит обратить внимание, что в программе опять театр Но и представления другого древнего японского сценического искусства – Кёгэн.
А из Лондона к нам приезжает, по рассказам, очень занятный и зажигательный театр «Гекко» с представлением «Манекены Тейлора». Оно сделано в духе «физического театра», то есть построено в основном на пластике, а не словах, с массой трюков, акробатики, полетов и тому подобного веселья.
И о молодежной программе. Вся она пройдет в первой половине июня, режиссеры, участвующие в ней, никому не ведомы, так что уверенно рекомендовать какую-нибудь постановку трудно. Из наших молодых премьеры покажут Ольга Субботина (спектакль «Ан-дер-сен» сделан вместе с датчанами специально к фестивалю) и ученик Фоменко Николай Дручек (это будет первый русско-китайский опыт: постановка с шанхайскими актерами по китайской же пьесе «Прекрасное время»).
Это про июнь. Не вздумайте уезжать из Москвы в июле – пропустите много интересного.
Программу фестиваля можно найти на его сайте