Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Заседание закончилось, господа присяжные...

Сегодня на восьмидесятом году жизни скончался актер и бизнесмен Арчил Гомиашвили.

Можно было бы сказать, что он был одним из типичнейших «актеров одной роли» — для зрителя он так навсегда и остался Остапом Бендером из «12 стульев» Леонида Гайдая. Но слово «типичный» к Арчилу Гомиашвили никак не клеится. Потому что роль великого комбинатора он не просто исполнил в кино — он играл ее практически всю свою жизнь. Не зря после фильма Арчил Михайлович практически не снимал знаменитую фуражку «сына турецкоподданного» — и за рубеж в ней ездил, и на работу ходил. Он и был Остапом — с остаповским обаянием и деловитостью, шумом, бурлеском и эмоциональными невероятными рассказами. Отделить правду от выдумки в его биографии уже вряд ли возможно, ясно только одно — его судьбу тривиальной не назовешь.

Арчил Гомиашвили родился 23 марта 1926 года в Грузии, в городе Чиатура. Его отец был репрессирован и на свободу вышел, когда сын уже стал совершеннолетним. В молодости, как рассказывал сам актер, он изрядно покуролесил. Карьеру художника (два года он проучился в Тбилисском художественном техникуме) прервал арест — связавшись со шпаной, в 17-летнем возрасте он был осужден и отсидел четыре года. После этого он арестовывался еще четыре раза, причем по одному делу, по словам самого Гомиашвили, вместе с ним проходил знаменитый грузинский вор в законе Джаба Иоселиани, едва не ставший потом руководителем Грузии.

Так или иначе, юноша перебрался в Москву, несколько лет отучился в школе-студии МХАТ, однако после шумной драки в кафе «Националь» ему пришлось уехать из Москвы и вернуться в Грузию. В Тбилиси его приняли в труппу Академического театра имени Марджанишвили, а в 1958 году актер уехал в Поти и работал сначала в театре имени Г. Эристави, а потом в Русском театре имени А. Грибоедова. Тогда же актер начал сниматься в кино.

Первая кинороль Арчила Гомиашвили — роль Манташерова в 1957 году в историко-революционном приключенческом фильме «Лично известен», это первый фильм кинотрилогии о известном революционере Камо. Потом было еще несколько ролей — Ерошки в мелодраме «Казаки» по одноименной повести Л. Н. Толстого, во втором фильме вышеупомянутой трилогии и в музыкальной комедии «Иные нынче времена» по пьесе А. Цагарели. Однако особой известности эти роли ему не принесли, между тем годы шли, и возраст перевалил уже на пятый десяток…

Все изменилось в 1971 году, после выхода на экраны фильма «Двенадцать стульев».

Гомиашвили стал невероятно популярен, стал всесоюзно известен, получил пятикомнатную квартиру в знаменитом Доме на набережной. Однако мало кто знает, что этого успеха могло и не быть. Конкурс на роль Бендера был жесточайшим — пробовалось целое созвездие блестящих актеров: Владимир Басов, Владимир Высоцкий, Алексей Баталов, Олег Борисов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Михаил Ширвиндт, Михаил Козаков, Николай Рыбников, Николай Губенко и даже певец Муслим Магомаев. В итоге Гайдай остановился на Александре Белявском.

Однако через пять месяцев режиссер позвонил Гомиашвили и попросил приехать на съемки.

Дело в том, что Сергей Филиппов, игравший Кису Воробьянинова, явно переигрывал Белявского, и фильм получался не о Бендере, а о Кисе. Малоизвестный же Арчил Гомиашвили в роль вписался идеально, несмотря на то что ему в то время было уже 44 года, а Бендеру по тексту – 28.

Опять-таки не все знают, что Бендер в фильме говорит вовсе не голосом Гомиашвили. Помешал грузинский акцент Арчила Михайловича, и роль Остапа-Сулеймана озвучил актер Юрий Саранцев (из-за чего Гомиашвили и Гайдай рассорились на несколько лет). А песни Бендера поет Валерий Золотухин. Так что киношный образ великого комбинатора воплотили сразу три актера.

После этого у новой звезды была яркая и бурная жизнь. В 1973 году Арчил Гомиашвили стал актером Московского театра имени Ленинского комсомола, через несколько лет перешел в театр имени Пушкина. Однако, несмотря на множество романов с известными женщинами, несмотря на покупку одного из первых «Мерседесов» в Москве и репутацию одного из главных плейбоев столицы, с новыми ролями не клеилось — судьба как будто нарочно не давала ему звездных работ. К примеру, когда Татьяна Лиознова, с которой у него в то время был роман, собиралась снимать «17 мгновений весны», Гомиашвили попросился на роль Штирлица, но получил отказ. Между тем Татьяна Михайловна именно ему хотела предложить роль Мюллера: «Мне казалось, что он может изобразить Мюллера страшным», — но оскорбленный актер отказался, оставшись в итоге ни с чем.

Потом пришли новые времена, и практически пенсионного возраста актер (ему тогда было 62 года) круто ломает свою жизнь. Заявив: «Пошли они все подальше с этим лицедейством. Я свое отыграл. И в кино, и в жизни», — он уходит из столичного театра и начинает заниматься бизнесом. Рассказов о том, как Арчил Михайлович заработал деньги, очень много, но все они очень бендеровские (к примеру, в роли Корейко, подарившего актеру несколько игровых залов, в них выступает известный западный миллионер Майкл Фильд). Так или иначе, Гомиашвили успешно занимался игровым и ресторанным бизнесом, в 1990 году он стал президентом акционерного общества «Сити-бизнес», а в конце 1992 года открыл в Москве клуб «Золотой Остап», который вскоре стал одним из самых известных в столице, потом магазин итальянских товаров…

В последние годы Арчил Михайлович много болел, год назад у него была обнаружена злокачественная опухоль в легких, и на операции в США ему удалили больше сорока лимфоузлов. Однако, вернувшись, он опять эмоционально рассказывал про случившееся: «Через 16 часов меня выгнали из реанимации, а через два дня — из больницы! Сейчас даже забыл, что со мной что-то произошло, ей-богу!» — охотно давал интервью, строил планы… Он был большим жизнелюбом.

В одном из интервью он признался: «Почти тридцать лет — это целая жизнь, и я ее прожил Остапом и вместе с Остапом. Благодаря этой роли я получил в Москве квартиру, стал популярным человеком. Да и ресторан, названный в честь Остапа, — мое детище. Я нахожу между нами много общего. Я артист, и мне нужен зритель. Остап тоже артист, и ему тоже нужна аудитория. Нет аудитории — и меня ничто не интересует: ни стулья, ни деньги».

Новости и материалы
Глава МИД Франции прокомментировал позицию ЕС по территориальным уступкам Украины
Появилась карта интересующих Трампа ресурсов Украины
Названы три серьезных неисправности автомобилей LiXiang в России
Во Франции подтвердили, что Париж проведет саммит ЕС по безопасности
Путин наградил медалями Пушкина троих казахстанцев
Шторм выбросил на пляжи Кубани новые фракции мазута
Ученые выяснили, как долго длится «послевкусие» от секса
В Британии предсказали ухудшение позиций ВСУ к лету
Житель Белгородской области получил ранение в результате удара ВСУ по машине
Украинского баскетболиста сняли с поезда по пути в Латвию
Пятеро мигрантов изнасиловали школьницу в российском городе
Президент Финляндии прокомментировал проведение Мюнхенской конференции
Нетаньяху: поддержка США поможет Израилю достичь целей в Газе
Глава МИД Польши однозначно высказался по поводу отправки войск на Украину
Ученица Тутберидзе Петросян выиграла финал Гран-при
У российской армии оказалось больше Javelin, чем у Великобритании
В Саратове сироте дали квартиру без двери и отказались оплатить ремонт
США рассказали союзникам в Европе о тактике по Украине
Все новости