Крупнейшая авария в сетях Мосэнерго парализовала в среду жизнь столицы, а также Московской, Калужской, Рязанской и Тульской областей. Глава Минпромэнерго России Виктор Христенко уже назвал случившееся беспрецедентной аварией в энергосистеме страны.
По предварительным данным, энергокризис в Центральном регионе России стал следствием пожара и взрыва на электроподстанции «Чагино» в московском районе Капотня. Короткое замыкание произошло на станции около 21.00 во вторник. Загорелся трансформатор, однако возгорание своими силами ликвидировали сотрудники станции. Всю ночь они чинили трансформатор, но утром в среду при появлении дополнительных нагрузок на сеть аварийная ситуация повторилась. При подключении подстанции к работе трансформаторы вышли из строя, на станции возник пожар. Первым от пожара пострадал Московский нефтеперерабатывающий завод, который в срочном порядке остановил работу.
Однако к 11 часам ситуация приобрела гораздо более масштабный и угрожающий характер.
Автоматическая система остановки подачи электроэнергии после возникшей перегрузки на станции «Чагино» в 11.15 вывела из строя подключенные к станции ЛЭП. Во время «каскадного» отключения электроэнергии подача света прекратилась одновременно в Южном, Юго-Западном, Юго-Восточном, частично – в Восточном, Западном и Центральном округах Москвы. Кроме того, без света остались 25 городов Московской области, в частности Ступино, Железнодорожный, а также Подольский и Одинцовский районы. Полностью отключилось электричество в 25 районах Тульской области, в трех районах Калужской области, в городе Обнинске, частично электричества лишилась Рязанская область.
Москва
В 11.15 утра подача электричества прекратилась в большинстве московских районов. Отключение света произошло в Капотне, Марьине, Бирюлеве, Чертанове, на Ленинском проспекте, Рязанском шоссе, шоссе Энтузиастов, в районе Ордынки, Китай-города, на Третьяковской также не было электричества. Без электроэнергии остались Орехово-Борисово, Новые Черемушки, Жулебино, Братеево, Перово, Люблино и другие районы. Подача электроэнергии частично продолжалась в Центральном, Восточном, Западном, Северо-Восточном, Северо-Западном и Северном округах.
Поскольку отключение произошло внезапно, около 1,5 тыс. человек застряли в лифтах жилых домов и офисных зданий. Во многих квартирах исчез не только свет, но и вода – насосные станции Мосводоканала отключились из-за сбоя. К полудню в аварийных районах стали закрываться продовольственные магазины. В тех магазинах, где продавцы продолжали торговлю, выстраивались огромные очереди. Люди потянулись огромной вереницей по улицам города.
Московское метро
Метрополитен перестал работать практически сразу. Движение было остановлено на Каховской, Люблинской, Калининской и Бутовской линиях. Остановились все поезда между станциями «Битцевский парк»--«Калужская», «Шаболовская»--«Китай-город», «Павелецкая»--«Красногвардейская», а также «Выхино»--«Таганская». Примерно на 5 минут свет погас полностью, остановились 43 поезда на шести ветках метро.
В это время в заблокированных поездах находились около 20 тысяч человек.
Во избежании паники работники станций с мегафонами сообщали об остановке движения. Затем на станциях включился свет от резервных источников питания. По словам очевидцев, на многих станциях и в переходах отсутствовало электрическое освещение. Также не работали эскалаторы.
Из заблокированных поездов людей стали выводить по туннелям на станции и поднимать наверх. Все станции, оказавшиеся в зоне отключения, закрылись для входа пассажиров. Первое время пассажиры продолжали скапливаться у метро, ожидая быстрой ликвидации аварии, поскольку сотрудники метрополитена не сообщали о ее масштабах.
К 13.15 из туннелей на поверхность вывели всех пассажиров. Одновременно на тех станциях, которые продолжали функционировать, была огромная давка – поезда шли с интервалами в 20 минут, а перегоны проезжали с остановками в туннелях на 30 минут. Мосгортранс пустил по маршрутам закрытых станций метро 1 тыс. автобусов, однако их явно не хватало для всех пассажиров.
К 17.00 движение электропоездов в московском метро удалось частично восстановить. К 20.00 остаются без движения только два участка метро: от станции «Дубровка» до станции «Люблино» Люблинской линии и на Серпуховской линии от станции «Серпуховская» до станции «Бульвар Дмитрия Донского».
Общественный транспорт
Первыми в Москве остановились трамваи и троллейбусы. Вскоре большинство таксистов и «частников» увеличили стоимость проезда в 2–3 раза. Например, чтобы уехать с юга Москвы в центр таксисты требовали более 1000 рублей. Но поймать машину на улице не представлялось возможным – многие автомобили просто не останавливались перед голосующей вереницей людей.
Вдобавок ко всему, на дорогах отключились светофоры. В Южном, Юго-Западном, Юго-Восточном и Восточном округах столицы движение на улицах было практически парализовано. Особенные затруднения возникали на перекрестках. Большие пробки образовались также на МКАД и на Садовом кольце — в районах, отключенных от электричества.
По некоторым данным, в первые часы после аварии на дорогах, где отключились светофоры, не было сотрудников ГИБДД, что привело к большому количеству аварий.
Московские автозаправки прекратили работу из-за отсутствия электроэнергии, в результате около АЗС скопилось огромное количество автомобилей.
Авария в системе канализации привела к затоплению Волгоградского проспекта в районе дома № 49. Отключившийся насос привел к заливу дороги сточными водами. Движение по проспекту Вернадского сотрудники ГИБДД вообще перекрыли, все автомобили стали разворачивать. Позднее представители управления ГИБДД сообщили, что на улицы выведен весь состав инспекторов для ручного регулирования движения.
К вечеру ситуация на московских дорогах нормализовалась. Светофоры заработали на Ленинском проспекте, затем в обычном режиме функционировало Каширское и Варшавское шоссе, а также шоссе Энтузиастов.
Железные дороги и аэропорты.
По данным МЖД, из-за сбоя было остановлено движение поездов в Тульском, Курском, Киевском, Белорусском и Павелецком направлениях. В частности, было нарушено железнодорожное сообщение с районами Бирюлево, Орехово-Борисово, городом Домодедово. Особенно тяжелой, по словам железнодорожников, ситуация сложилась на Курском направлении.
Ближе к вечеру электропоезда дальнего следования стали возить на тепловозной тяге на тех участках, где нет электричества. Пригородные электрички стали пускать сдвоенными составами. По решению властей, движение на тех участках дороги, где еще нет электричества, будет осуществляться при помощи автобусов.
Возобновили работу все столичные вокзалы, кроме Курского. Всего в Москве и Московской области в связи с аварией в энергосистеме в среду было задержано 17 из 83 поездов дальнего следования, отправляющихся со столичных вокзалов или прибывающих на них.
Тем временем все столичные аэропорты продолжали работать в обычном режиме. Они задействовали резервные источники энергии. Однако добраться до них было сложно в связи с неработающим общественным транспортом и возникшими пробками на дорогах.
Больницы
В зоне отключения электроэнергии оказались более 20 городских больниц и родильных домов. Все они были переведены на резервные источники питания, сообщил руководитель Департамента здравоохранения Москвы Андрей Сельцовский. Все операции, запланированные до 12.00, были завершены. Остальные операции пришлось отменить. Часть пациентов из больниц и роддомов, оказавшихся без света, перевезли в другие городские больницы. Во всех московских стационарах воды и продуктов достаточно, добавил Андрей Сельцовский
Связь
Был обесточен узел обмена интернет-трафиком М9, возникли проблемы с доступом на многие российские серверы. Кроме того, городская телефонная связь постепенно вышла из строя в ряде районов. По данным МГТС, в зоне энергокризиса оказались около 800 тыс. пользователей городских телефонов. В итоге 52 АТС перешли в режим источников бесперебойного питания, которых хватает максимум на четыре часа. После того как аварийные генераторы были использованы, примерно в 16.00 городская телефонная сеть дала сбой.
Произошла перегрузка и у сотовых операторов связи. Компания «Вымпелком» сообщила, что с 13.00 нагрузка на сеть повысилась в 2–3 раза, что вызвало перегрузку в районах, где произошло отключение электроэнергии. Отсутствовала междугородняя связь.
Кто ликвидировал аварию
В ликвидации последствий аварии участвовали ремонтные бригады Московского метрополитена, Мосгортранса, ОАО РЖД, сотрудники МЧС России, военные, которые предоставили резервные генераторы, инспекторы ГИБДД. Глава МВД Рашид Нургалиев сообщил, что для обеспечения правопорядка в Москве и прилегающих областях, попавших в зону отключения электроэнергии, принято решение усилить в обесточенных районах патрули. Он также сообщил, что, кроме сотрудников в форме, на улицах города дежурят оперативнники в штатском. Силами внутренних войск усилена охрана 20 особо важных объектов. В правительстве Москвы был создан штаб по ликвидации последствий аварии. Такой же штаб организовали и в РАО «ЕЭС России». Президент России Владимир Путин заявил в среду, что доволен слаженной работой московских спасательных и экстренных служб.
Он полностью возложил вину за случившееся на РАО «ЕЭС России».
Кто виноват
Генеральная прокуратура России возбудила уголовное дело в отношении руководства РАО «ЕЭС России» по статье 293 УК РФ «Халатность».
Глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс принес свои извинения за неудобства, причиненные жителям Москвы, Московской, Тульской и Калужских областей. Он заявил, что авария «на нашей совести, это наша ошибка». В самом РАО ЕЭС заявляют о техническом сбое, отмечая, что на подстанции, построенной еще в 1963 году, была «высокая степень износа оборудования», а инвестиционных средств на его замену не хватает.
Глава Минпромэнерго Виктор Христенко не исключил возможность диверсии.
По его словам, на подстанции «нашли признаки внешнего вмешательства». Правда, Христенко отметил, что «не думает, что это теракт, но специалисты работают над разными версиями».
Охрана подстанции в Чагине усилена, некоторое время назад здесь прошло совещание префектуры, на месте работают сотрудники прокуратуры, сюда же, по данным радиостанции «Маяк», подъехали две машины УГПС. Пожарные, видимо, будут проводить пожарно-техническую экспертизу.
Пресс-секретарь мэра Москвы Сергей Цой обвинил в случившемся руководство «Мосэнерго». По его словам, причиной аварии стала «системная неграмотная работа» этого предприятия. Цой напомнил возникающие время от времени перебои со светом в столице и добавил, что город «уже устал от неразберихи в менеджменте Мосэнерго».
Как восстанавливают
РАО «ЕЭС России» планирует в ближайшее время восстановить работу трех электростанций, которые были остановлены после аварии: ГЭС-1 уже введена в эксплуатацию, готовятся к подключению ГЭС-9 и ТЭЦ-17. Как сообщил «Газете.Ru» представитель пресс-службы МЧС России Виктор Бельцов, по данным на 19.00, удалось восстановить подачу электроэнергии в 14 районах Подмосковья из 34 отключенных. Завершены ремонтно-восстановительные работы на объектах электроэнергетики в Тульской области, а также в Калужской и Рязанской областях. «Здесь подача электроэнергии полностью восстановлена», – добавил он.
По словам первого заместителя мэра Москвы Владимира Ресина, полное восстановление энергоснабжения в Москве произойдет к 14.00 четверга.
До этого к 18.00 среды было подключено электричество к жизненно важным объектам города. Одновременно удалось восстановить подачу электроэнергии на половине всей ранее отключенной территории. В столице свет вернули на всем юго-востоке, частично юго-западе и юге.
Член правления РАО «ЕЭС России» Андрей Трапезников добавил, что в настоящее время восстановлена работа подстанций «Ясенево», «Внуково», «Тропарево» и «Теплый стан». Подстанция «Чагино» также уже подключена, но пока работает только на собственные нужды, отметил Трапезников. По оперативным данным, восстановлена работа подстанций «Донецкая», «Люблинская» и «Ленинская» в Москве, что позволило восстановить энергоснабжение районов Марьино и Люблино.
Сколько человек пострадали во время отключения электроэнергии, пока не известно.
Однако уже сейчас можно сказать, что в зоне энергокризиса оказались более десяти миллионов человек.