Главный тренд «Евровидения» в этом году – крашеные блондинки. Английская красавица мулатка хвасталась волнистыми желтыми волосами, израильтянка с древней сефардской фамилией Маймон, эстонские и швейцарские девочки, мальчики из Латвии... Исключений было совсем немного: немка, венгерка, наша Наталья Подольская. Подавляюще большая часть ведущих телеканалов разных стран тоже демонстрировали пергидроль.
Расцвет пероксида – тридцатые годы с Марлен Дитрих, Лени Рифеншталь и Любовью Орловой, Сталиным, Гитлером, Пилсудским, Маннергеймом и другими монстрами, и пятидесятые с Мэрилин Монро, Валентиной Серовой, Сталиным, сенатором Маккарти, атомной бомбой, охотой на ведьм и делом врачей. Плохой признак, короче говоря, похолодание международной обстановки налицо. Пятнадцатое место, полученное представлявшей Россию Натальей Подольской, в такой ситуации выглядит еще не худшим вариантом.
В конкурсе песни «Евровидение» Россия в этом году победить не могла, даже если бы отправила туда солиста группы «Король и шут» Горшка, даже если бы нас представлял весь футбольный клуб ЦСКА во главе с боксером Константином Цзю и британско-чукотским миллионером Абрамовичем.
Здесь по-прежнему союзники голосуют за союзников, соседи за своих, хорваты за сербов, сербы за хорватов, и это несмотря на несколько лет войны, этнические чистки, фильтрационные лагеря и прочее. «Евровидение» – как кровная месть, выигрывает тот, у кого больше родственников. Родственников у России оказалась немного. В порядке убывания очков за Наталью Подольскую голосовали Белоруссия, Латвия, Молдавия, Финляндия, Литва, Эстония, Украина. Присутствие Прибалтики в свете последних событий оказалось неожиданным и приятным. Остальные не то что бы голосовали против, просто не заметили. Россия, в свою очередь, то ли стремилась к суровой беспристрастности, то ли жала кнопки наобум – в порядке убывания россияне голосовали за Мальту, Молдавию, Израиль, Швейцарию, Сербию, Латвию, Грецию, Венгрию, Украину.
Зато все, кроме России, заметили гречанку Елену Папаризу, которая и выиграла конкурс, обеспечив родине еще одну головную боль по приему множества гостей после так неудачно прошедшей Олимпиады. Но греки, наверное, все равно рады. Во-первых, выигрывать – это приятно. Во-вторых, хорошо, когда окупаются потраченные деньги.
На раскрутку греческой певицы в европейских странах перед конкурсом было потрачено чуть меньше миллиона долларов.
Давление было столь ощутимым, что даже букмекерские ставки перед финалом недвусмысленно намекали на будущего победителя.
В прошлом году Руслана пела жесткий этнорок и задала моду на барабаны, которой придерживались едва ли не все участники конкурса в этом году. Победительница этого года Елена Папаризу пела невероятно консервативную попсу с легчайшим этноналетом. Она даже почти не эпатировала – ну так, поиграла смычком на струнах, красиво натянутых где-то в паху одного из танцоров. Спела хорошо, но ведь так не побеждают в европейском конкурсе поглаживаний?
Нельзя, конечно, сказать, что политика в Евровидении гораздо важней хорошей песни и что кого-то засуживают из злых побуждений, вовсе нет. Это конкурс телезрителей, а сто миллионов леммингов не могут ошибаться. Это состязание в любви, конкурс апперцепции одними европейцами других. Белорусы выставили высшую оценку России не потому, что в противном случае Россия отключила бы газ, а просто потому, что мы им друзья, союзники и братья. А украинцы, для которых мы превратились в опасных и беспокойных соседей после удачно пущенного слуха о русских спецназовцах на майдане, присланных задушить нежную «оранжевую революцию», ставят нам четыре балла, а высшую оценку отдают идейно и культурно близким молдаванам Zdob si Zdub, отыгравшим на самом деле блестящий номер.
Расстраиваться по поводу проигрыша в музыкальном конкурcе или по поводу того, что нас вытеснили на обочину современной евроистории, глупо.
Несмотря на разговоры об обновлении формата этого мероприятия, включившего в себя в этом году – боже мой! – даже рэп, все равно конкурс тосклив до бесконечности, артисты одинаковые, песни неважные и большая часть участников и победителей «Евровидения» исчезнет навсегда. Это, конечно, не значит, что нужно выставлять сюда какую-нибудь богиню трэша, фею дурного вкуса в наряде от Юдашкина вроде протеже Киркорова Анжелики Агурбаш (представляющей Белоруссию, а значит, глубоко нашу по духу). Неудача Подольской, выступавшей ничуть не хуже прочих, говорит о том, что нужно отправлять не аккуратные продюсерские креатуры и не мусолить карандаш, просчитывая перспективный формат, а посылать то, что самим нравится. И рассчитывать на достойный проигрыш, гордо поднятую голову, второе место на конкурсе, потому что на большее странам-изгоям вроде России или Великобритании рассчитывать глупо.
Теперь, когда РФ придется проходить через полуфинал и есть шанс вовсе вылететь с «Евровидения», хороший момент об этом поразмыслить.
Что же касается евроистории… Странно, но победы всегда оказываются очень к месту. Недовольна Турция результатом войны в Ираке и затяжками с приемом в Евросоюз – раз, и выиграла конкурс. А уж как кстати прошлогодняя победа оказалась для Украины – просто сказка. Теперь вот Греция с набухшей проблемой Кипра. Конечно, нет тут никакой подтасовки, решение принимают зрители, коллективное, так сказать, бессознательное. А зависеть от многомиллионного бессознательного с телевизионными пультами в руках как-то не хочется.