За последний год руководство Министерства образования и науки неоднократно заявляло, что государство больше не в состоянии в одиночку финансировать систему российского образования. Инвестирование в образование не кажется государству привлекательным, хотя, как заверил «Газету.Ru» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков, каждый вложенный в образование доллар в течение десяти лет приносит семь, а значит, дает 600% прибыли.
Одним из основных приоритетов государства стала задача повышения инвестиционной привлекательности образования для бизнеса. При этом в своем стремлении разделить с бизнесом ответственность за образование (и его финансирование) государство готово зайти довольно далеко — вплоть до предоставления бизнесу права определять образовательные стандарты и перечни специальностей для подготовки специалистов в государственных ПТУ, техникумах и вузах.
И, как рассказали «Газете.Ru» в Министерстве образования и науки, там уже подготовлен и проходит последние согласования как раз такой законопроект.
Впрочем, как оказалось, государство пытается отдать предпринимателям гораздо больше прав, чем те готовы взять. По словам члена генсовета объединения предпринимателей «Деловая Россия», председателя Совета по профессиональному и бизнес-образованию Николая Брусникина, от активных инвестиций в образование бизнес отпугивает прежде всего отсутствие четкой правовой базы, и в особенности механизма трехстороннего соглашения по подготовке специалистов между бизнесом, государством и учащимся, закрепляющего права и обязанности каждого из них. Не определено до сих пор, какие конкретно льготы бизнес мог бы получить взамен инвестирования в образование. А это очень важно, поскольку, как подчеркнул Брусникин, бизнес собирается «не спонсировать образование», а лишь сотрудничать в этой сфере с государством на взаимовыгодной основе.
Кроме того, по словам Николая Брусникина, «у делового сообщества нет уверенности, что составление перечней специальностей для подготовки специалистов и программ их обучения – задача бизнеса». «Бизнес готов участвовать в этом процессе, но не может взять на себя такую ответственность», — подчеркнул он «Газете.Ru». Вдобавок, отметил он, в России нет достоверного долгосрочного экономического прогноза.
А значит, даже специалистам трудно угадать, какие именно специальности понадобятся хотя бы в относительно недалеком будущем, не говоря уже о более длительных прогнозах.
Единственным исключением на фоне общего нежелания бизнеса ввязываться в образовательные процессы стали, по словам начальника департамента по корпоративной социальной политике Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Федора Прокопова, только рестораторы и хотельеры. Как разъяснили «Газете.Ru» в РСПП, оба этих сектора российского бизнеса развиваются намного быстрее остальных, а потому они первыми столкнулись с проблемой отсутствия кадров принципиально нового, «еврокачества». Решая ее, хотельеры с рестораторами разработали профессиональные и образовательные стандарты для своих специалистов, но, пока идут согласования, вынуждены переучивать их сами, прямо на рабочих местах.
Здесь-то, как рассказал «Газете.Ru» ректор Государственного университета — Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, на самом деле и кроется один из главных резервов привлечения дополнительных инвестиций в систему образования. Как оказалось, доводкой специалистов на предприятиях в той или иной степени вынуждены заниматься все работодатели, и масштабы этого явления приняли гигантский характер.
По данным ГУ-ВШЭ, на доучивании специалистов на рабочих местах работодатели ежегодно теряют около 400 млрд руб., в то время как на их подготовку в вузах тратится лишь 15 млрд руб.
Развитие системы дополнительного образования, по мнению Ярослава Кузьминова, способно приносить образованию до 50 млрд руб. в год. А если бы Министерство образования вдобавок полностью ушло от нынешнего принципа бюджетно-сметного финансирования образования, то это, считает он, могло бы наконец решить ключевую проблему российского образования — повышение зарплат преподавателей. Но, считает он, сегодня Минобразнауки «психологически» не готово к этому.
Практически полное отсутствие чьих бы то ни было добровольных инвестиций в российское образование компенсируется сегодня добровольно-принудительными. И не только миллиардами работодателей, потерянными ими из-за неэффективности системы образования. По данным ГУ-ВШЭ, 91% российских семей регулярно платят за формально бесплатное обучение в наших школах, на 27–28% обеспечивая бюджет школьного образования. 55% студентов первого курса в 2004/05 учебном году являются платными, а 65% поступивших в вузы учились на платных подготовительных курсах.
Общие расходы семей на образование составили в 2004 году 326 млрд руб., или 2% ВВП.
И их объем будет только расти: коммерциализации образования вскоре будет дан зеленый свет, для чего планируется изменить их организационно-правовые формы. Школы и вузы будут поделены на АУ (автономные учреждения) и ГМАНО (государственные муниципальные автономные некоммерческие организации). Оба типа образовательных учреждений получат широкие возможности заниматься коммерческой деятельностью, различаясь между собой лишь ее объемами. Однако вместе с расширением прав школ и вузов на зарабатывание денег повысится и их финансовая ответственность — вплоть до разорения с последующей продажей. Правда, глава министерского департамента государственной политики в сфере образования Исаак Калина уверяет, что «в ближайшее время речь не пойдет о приватизации образовательных учреждений», но реального механизма, способного предотвратить такое развитие событий, в концепцию не заложено.
Добровольно-принудительное семейное инвестирование образования будет принимать все новые формы, и в том числе развития системы кредитования и целевых государственных субсидий на его получение. Кроме того, как обещал замминистра образования Андрей Свинаренко, в российской школе вскоре произойдет «легализация платного дополнительного образования». Предполагается, что лишь около 75% школьной программы останется обязательной, то есть бесплатной, а еще 25% — дополнительной (платной). Но это уже тема следующей статьи.