Банкам было поручено закончить переоценку активов «Газпрома» и «Роснефти» быстро, но не раньше чем 16 мая. Позже — можно. И оценщики с задачей справились.
Официальный представить банка Morgan Stanley (официальный оценщик активов газовой монополии и «Роснефти») Владимир Тумаркин в четверг сообщил, что заключение в «Росимущество» направлено.
Но что в нем содержится, банк не комментирует. «Сегодня вечером планируется выпустить пресс-релиз по результатам оценки», — сообщил Тумаркин «Газете.Ru».
Помимо выбранного правительством, у газовой монополии есть и собственный оценщик — банк Dresdner Kleinwort Wasserstein (DrKW). Он отчитался перед «Газпромом» еще во вторник. Результаты оценки также пока не обнародованы. Когда инвестиционные банки делали оценку активов компаний в первый раз — по состоянию на 30 июня 2004 года, они называли лишь отдельные цифры, да и то после того, как их работу оценили заказчики. Рассчитывать, что на этот раз все будет иначе, не приходится.
Рынок ожидает, что оценка стоимости как «Газпрома», так и «Роснефти» возрастет.
«Оценка «Газпрома» должна вырасти просто из-за принятой схемы выкупа акций деньгами и отказа от слияния с «Роснефтью», — полагает Андрей Беспалов из ИК «Метрополь». — Если у вас бизнес перспективный и быстрорастущий, выкуп акций за деньги — это плохо, потому что бизнес растет и у вас есть шанс увеличить свою долю. В этом случае оценка бизнеса должна падать. Если бизнес стационарный, а бизнес «Газпрома» именно таков, поскольку не может быть взрывообразного роста добычи газа, то насыщение бизнеса деньгами — это хорошо, и оценка такого бизнеса должна увеличиться».
По признанию источника из DrKW (его цитирует «Интерфакс»), финансовый консультант «Газпрома» увеличил оценку стоимости газовой монополии на 4–5%.
По словам источника, одним из факторов, оказавших влияние на рост стоимости, было увеличение доли газового концерна в компании «Севморнефтегаз» (50% акций компании «Роснефть» продала «Газпрому», чтобы заплатить залог в $1,7 млрд для участия в аукционе по «Юганскнефтегазу»).
По состоянию на 30 июня 2004 года DrKW оценивал балансовую стоимость «Газпрома» и его запасов примерно в $80 млрд. По мнению аналитика Валерия Нестерова из «Тройки Диалог», при увеличении стоимости активов газового концерна на 4–5% цена 10,7% акций, необходимых государству для получения контрольного пакета в «Газпроме», возрастет до $9 млрд (ранее оценивались примерно в $7млрд).
А значит, ресурсов, привлекаемых «Роснефтегазом» у «ведущих мировых финансовых институтов», для расчетов за газпромовские акции тоже потребуется больше.
А по мнению Владимира Черных из группы компаний «Минфин», увеличение стоимости пакета «Газпрома» на 5% «еще ни о чем не говорит, поскольку точную оценку сделать все равно невозможно». «Когда оценивали стоимость «Юганскнефтегаза», разброс составлял от $14,7 до $17,3 млрд. Эти цифры отличаются друг от друга больше чем на 5%. Поэтому, если оценка поменяется на 5%, то это будет в пределах допускаемой ошибки», — уверен эксперт.
Но на рынке не исключают, что помимо объективных факторов увеличения стоимости двух компаний будет задействован и некий субъективный.
Участники рынка понимают, что оценщик имеет возможность подогнать результаты оценки в соответствии с пожеланиями заказчика. «Примером может послужить «Юганск». Чиновникам надо было оценить его как можно дешевле, чтобы тот государственный карман, который они контролируют, не слишком бы опустел, — говорит источник в инвестиционных кругах, пожелавший остаться неназванным. — Сейчас ситуация прямо противоположна. И «Газпрому», и «Роснефти» выгодно, чтобы их новая оценка была выше предыдущей. «Газпром» получит больше денег за выкуп своих акций, а «Роснефти» можно будет заплатить за кредиты меньшим количеством своих акций. И лишь интересы государства (не чиновников, его представляющих, а интересы бюджета и бюджетников) остаются незащищенными». «Оценки банков вызывают доверие, поскольку они делаются организациями, дорожащими своей репутацией», — напоминает Валерий Нестеров.