Накануне министр промышленности и энергетики Виктор Христенко говорил, что очерeдная задумка правительства будет понятной рынку. На деле ее принципиальное отличие от предыдущих не в четкости и ясности, а лишь в том, что из нее исключено слияние с «Роснефтью».
Схема подразумевает, что на первом этапе (еще до общего собрания акционеров «Газпрома», намеченного на 24 июня) пройдет приватизация «Роснефти»: акции госокомпании внесут в специально созданное для этой цели в конце 2004 года ОАО «Роснефтегаз».
«Государство по-другому не сможет приватизировать «Роснефть», ведь иначе пришлось бы продавать компанию на торгах», — поясняет директор по аналитике и информации ГК «Регион» Анатолий Ходоровский необходимость присутствия «Роснефтегаза» в схеме консолидации у государства контрольного пакета ОАО «Газпром». По факту же «Роснефтегаз» будет пустышкой, все активы останутся в «Роснефти».
«Роснефтегаз» нужен для того, чтобы чтобы получить кредит «у ведущих мировых финансовых институтов» на выкуп 11,7% акции «Газпрома» у его «дочек». Рыночная стоимость этого пакета составляет около $7 млрд, а государство обещает выкупать их именно по рыночной цене. У «Роснефти долгов» $20 млрд, «Газпрома» примерно $22 млрд, занимать больше для обеих компаний просто рискованно.
Предполагаемый кредит вызывает массу вопросов. «Почему государство не хочет взять кредит напрямую, не привлекая «Роснефтегаз»? – удивляется эксперт группы компаний Минфин Владимир Черных. – Мы только что заплатили Парижскому клубу $15 млрд и могли бы взять выгодный кредит на $7 млрд под выгодный процент».
«Понятно, что без залога акций «Роснефти» или весомого поручительства никто не даст кредит «Роснефтегазу», эта часть сделки крайне непрозрачна», — уверен Ходоровский. «В схеме не говорится, какой процент акций «Роснефти» может остаться в залоге под кредит и почему государство думает, что при этом сохранит контроль над «Роснефтью»», — удивляются эксперты в АКГ «Развитие бизнес-систем». Эксперт не исключает, что банки могут потребовать в залог более половины акций госкомпании.
На втором этапе (уже после собрания акционеров «Газпрома») «Роснефть» разместит часть акций «на открытом рынке» с целью привлечь средства для погашения задолженности. И опять в схеме несуразицы и разночтения. Одни эксперты утверждают, что «Роснефть» выйдет на IPO, но есть и такие, кто в этом не уверен. «Здесь имеется в виду не новая эмиссия акций и выход на IPO, а продажа части акций «Роснефти» (находящихся на балансе «Роснефтегаза») на бирже», — уверен Ходоровский.
«По новой схеме государство должно получить контрольный пакет «Газпрома» и контрольный пакет «Роснефти». Неконтрольный пакет «Роснефти», который должен быть продан на бирже для погашения долгов компании, в этой схеме приравнен по стоимости к 10,7% акций «Газпрома», хотя раньше утверждалось, что лишь 100% «Роснефти» равны 10,7% «Газпрома».
Значит, делает вывод аналитик, будет задействована некая схема, по которой акции «Роснефти» будут проданы на открытом рынке значительно дороже их нынешней оценки, либо оценят их немножко не так: возможно, что найдется жалеющий купить пакет «Роснефти» в два раза дороже его реальной стоимости.
Но и юридически схема не бесспорна, то есть при желании все сделки с акциями «Роснефти» можно будет оспорить в судебном порядке.
«Используемая для приватизации «Роснефти» компания «Роснефтегаз» — не госкомпания. В качестве частной она фигурирует в схеме. Но когда ее ликвидируют в конце схемы, она превращается в госкомпанию», — утверждает пожелавший остаться неназваннным юрист. Правительство намерено ликвидировать «Роснефтегаз» после того, как все долги по сделке будут погашены.
«Сроки реализации схемы нереальны. Крайне маловероятно, что за оставшееся время (до 24 июня) успеют привлечь крупный кредит на покупку акций «Газпрома», — утверждает гендиректор АКГ «Развитие бизнес-систем» Игорь Пикан. Впрочем, уже появились собщения неназванного источника о том, что источники привлечения кредитных средств уже известны.
«Юридическая чистота сделки тоже сомнительна — по ней пока слишком мало информации. А цель озвучивания схемы просто непонятна: гласность влияет на стоимость операций и приводит к удорожанию кредитных ресурсов. В схеме также не сказано, кем и когда она была утверждена. Можно предположитиь, что это – отнюдь не последний вариант, и за ней, как уже не раз бывало, последуют другие «утвержденные» схемы», — подытожил Игорь Пикан.