Во вторник в Государственном университете – Высшей школе экономики (ГУ ВШЭ) были обнародованы итоги трехлетнего исследования экономики российского образования. По оценке ГУ-ВШЭ, в 2004 году в общей сложности на все виды образования – от детсадовского до послевузовского — в России было потрачено из всех источников 928 млрд руб. (это около 5,5% ВВП). При этом, как показали исследования, доля государственных (бюджетных) затрат на образование составила чуть больше половины его стоимости – 593,2 млрд руб. (или 3,5% ВВП). Это, как подчеркнул ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, существенно меньше, чем в советское время, когда из госбюджета на образование выделялось до 6–6,5% ВВП.
Зато, как выяснилось, растет доля платного образования.
Как подчеркнул Ярослав Кузьминов, еще в 2002 году число студентов-платников превысило половину обучающихся в вузах, а сейчас их 57%. В 2003–2004 учебном годах эта тенденция распространилась и на остальные уровни образования. Всего же на получение образования российские семьи потратили в 2004 году 326 млрд руб. или около 2% ВВП (остальное — от общих 928 млрд руб. — потратили на обучение персонала работодатели).
В сумму расходов граждан, по данным ГУ-ВШЭ, вошли также и «черные затраты»: взятки за поступление в учебные заведения, за сдачу экзаменов, а также на подпольное репетиторство и покупку чужих работ. Как подчеркнул один из авторов проекта Николай Арефьев, эти расходы составляют до половины того, что тратят на образование россияне, и ежегодно достигают 1% ВВП, или более 150 млрд руб.
Понятно, что в систему образования эти деньги не поступают, а оседают в карманах коррупционеров.
Как оказалось, коррупция существует не только в бесплатном, но и в платном образовании. Более того, уровень «черных затрат» в них практически одинаков: по расчетам ГУ-ВШЭ, на каждого бесплатного студента вуза приходится в среднем около 800 «коррупционных» рублей в год, в то время как коммерческие студенты ежегодно платят взяточникам от образования около 740 руб.
Особо выделили исследователи серый сектор затрат на образование. Это те средства, которые не регистрируются официально, а платятся за получение реальных знаний частным лицам – репетиторам. Так, по данным ГУ-ВШЭ, до 20% родителей московских школьников нанимают репетиторов, чтобы подтянуть своих детей по тем или иным предметам, ежемесячно тратя на эти цели до 2,3–2,5 тыс. руб. (В регионах эти цифры не превышают 10%, а ежемесячные расходы — 750–850 руб.)
Что же касается «серых и черных затрат» на подготовку в вузы, то, по данным Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), в 2003–2004 году они возросли в Москве более чем вдвое, составив в среднем 11,5 тыс. руб. на каждого поступившего в вуз (в 2002–2003 учебном году тратилось около 4 тыс. руб.).
Как предположил приведший эти данные представитель ФОМа Ефим Галицкий, рост теневых выплат за поступление в вузы в Москве мог быть вызван отказом столицы от участия в Едином государственном экзамене (ЕГЭ).
Если это действительно так, отметил он, то можно предположить, что «рост теневых потоков в провинции удалось затормозить в результате перехода на ЕГЭ».
Проведенные исследования позволили специалистам ГУ-ВШЭ сделать и некоторые прогнозы относительно стоимости российского образования на ближайшие годы. По оценке Николая Арефьева, к 2010 году доля бюджетного финансирования образования останется примерно прежней, в то время как его стоимость возрастет: в дошкольном и среднем образовании с 25 тыс. руб. до 35 тыс. руб., а в высшем — с 22 тыс. руб. до 31 тыс. руб. в год. Полученную разницу, подчеркнул он, придется доплачивать из семейного бюджета.