В конце марта бывшая «дочка» ЮКОСа – «Юганскнефтегаз», перешедший в собственность «Роснефти», — подала в арбитражный суд Москвы иск о взыскании с ЮКОСа 62,4 млрд рублей за поставленную ЮКОСу, но якобы не оплаченную нефть.
Согласно исковому заявлению «Юганска», 18 июня 2004 года между ним и ЮКОСом был заключен договор комиссии, по которому ЮКОС обязался за вознаграждение реализовать в 2004-2005 годах на внешнем рынке добываемую «Юганском» сырую нефть.
По договору с июня по декабрь ЮКОС реализовал нефти примерно на $2,5 млрд. По версии истца, 31 декабря 2004 года компании сверили задолженность, и оказалось, что ЮКОС должен «Юганскнефтегазу» 62,359 млрд рублей. Новое руководство «Юганска» решило вернуть деньги через суд.
До смены владельца (экс-дочка ЮКОСа была продана с аукциона за долги компании 19 декабря) не предъявляла к руководству материнского холдинга претензии. Но спустя два с небольшим месяца после перехода под контроль «Роснефти» менеджеры подали исковое заявление, поскольку в ЮКОСе с их требованием вернуть средства не согласились.
Адвокаты ЮКОСа построили свою защиту на том, что задолженность перед «Юганскнефтегзом» вызвана форс-мажорными обстоятельствами. «Деньги за реализованную нефть ЮКОС переводил на свои счета, собираясь расплатиться с «Юганском», но как только их переводили, они тут же списывались в рамках налогового дела», — поясняет пресс-секретарь ЮКОСа Александр Шадрин.
Суд с удивительной расторопностью — всего за одно заседание — вынес решение в пользу «Юганска». Иск был подан в марте. «Когда спорят хозяйствующие субъекты, всегда возникают новые обстоятельства, а с ними — и необходимость представить новые документы. Столь скорое вынесение решения — большая редкость», — удивляется руководитель департамента налогов и права «Бейкер Тилли Русаудит» Эдуард Кучеров.
Бывший топ-менеджер ЮКОСа Александр Темерко объяснил поспешность в принятии решения тем, что «на суд оказывается давление». «Компанию хотят обанкротить и за ее счет погасить свои долги. Опыт ЮКОСа показывает, что, когда это кому-то необходимо, суд охотно пренебрегает необходимыми процедурами. Не исключаю, что еще до собрания акционеров (его проведение намечено на 23 июня. –«Газета.Ru») компанию обанкротят. В наших условиях это можно сделать за один день», — полагает Темерко.
По словам Александра Шадрина, ЮКОС будет подавать апелляцию на вынесенное судом первой инстанции решение.
«С учетом возможной апелляции ЮКОСа я бы говорил о 3-6 неделях, прежде чем решение данного суда вступит в силу. А чтобы инициировать банкротство ЮКОСа, нужно не только решение суда, но и документы от судебных приставов, доказывающие, что решение суда не исполнено. На получение таких документов при нормальных обстоятельствах уходят месяцы.
Но у ЮКОСА уже есть исполнительные листы от налоговиков, и, если ситуацию будут форсировать, банкротство уже в июне может стать реальностью, тем более что «Роснефть» в этом заинтересована, поскольку процедура банкротства поможет ей сместить нынешний менеджмент и полностью сломить сопротивление компании», — полагает Эдуард Кучеров.
Между тем со стороны «Роснефти» ЮКОСу грозит еще более крупный иск: на 303,4 млрд. рублей. Так оценил новый собственник «Юганска» ущерб, который ЮКОС нанес своей бывшей «дочке», покупая у нее нефть по заниженным ценам, а также стоимость имущества, переведенного ЮКОСом на свою 100%-ную «дочку» «ЮКОС-Мамонтово». Так что нынешнее решение суда может оказаться только первой ласточкой.
«Роснефти» сейчас имеет смысл цепляться за каждую копейку – чем больше исков будет предъявлено, тем больше активов ЮКОСа перейдет к истцу после банкротства ответчика, полагает Темерко.
В «Роснефти» заявили, что удовлетворены решением суда. На вопрос «Газеты.Ru» о том, каким образом будут использоваться 62,4 млрд рублей, представитель компании сказал, что деньги надо сначала получить, а это процесс долгий, поскольку ЮКОС может подать на апелляцию. Собеседник отказался отвечать на вопрос о том, будут ли эти средства использованы для погашения задолженности «Роснефти».