Cотовый оператор МТС осенью запустит сервис мобильной почты на платформе беспроводных коммуникаций Blackberry (с английского переводится как «ежевика»), сообщила пресс-служба компании. «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») не заставил себя долго ждать и через несколько часов заявил, что намерен предложить своим абонентам аналогичную услугу даже раньше — с начала мая она доступна нескольким корпоративным клиентам, а в июне — будет предложена каждому. Правда, «Вымпелком» решил обойтись без громких имен партнеров.
Крупнейшие российские сотовые компании достаточно давно присматриваются к сервису Blackberry, который пользуется достаточно большой популярностью — в основном в США. Но внедрению новой услуги препятствовало то, что этот сервис поддерживают только устройства Blackberry, поэтому абонентам придется менять свои телефоны.
Сейчас на мировом рынке продается только шесть моделей таких устройств, которые выставлялись в марте на выставке CeBiT в Ганновере. К тому же ни одно из них до сих пор не сертифицировано в России, а их цена слишком высокая по российским меркам — €300–400 за штуку.
МТС не смутили такие преграды: с начала года велись переговоры с канадской Research In Motion (RIM), и теперь подписан договор о внедрении сервиса Blackberry в России. Устройства до конца не русифицированы, но в МТС надеются, что партнерам удастся уладить все проблемы, связанные с запуском новой технологии за полгода.
«В соглашении оговорено, что мы закупаем у RIM Blackberry устройства, а также лицензии на серверы, которые будут устанавливаться нашим корпоративным клиентам для синхронизации почты: электронные письма будут поступать на эти устройства так же быстро, как и на компьютеры», — рассказывает Павел Нефедов, руководитель общественных связей МТС. Нефедов отказался назвать сумму сделки.
По мнению директора по развитию «Мегафон-Москва» Василия Кузичева, который утверждает, что несколько раз встречался с представителями RIM, такое соглашение могло обойтись МТС в $500 тыс. — $3 млн, в зависимости от числа купленных серверов, поддерживающих Blackberry.
Нефедов считает, что замена аппаратов пойдет только на пользу клиентам: «Существенное отличие таких устройств от мобильных телефонов и смартфонов («умные» телефоны, совмещающие мобильник и карманный компьютер. — «Газета.Ru») — прилагающаяся клавиатура, на которой намного удобнеe писать электронные письма».
Евгения Демина, пресс-секретарь московского отделения «Вымпелкома», с ним совершенно не согласна. «У наших партнеров по мобильной почте нет такого громкого имени, как у МТС, но эта услуга предоставляет те же возможности абонентам, — говорит она. — В нашей услуги нет привязки к определенному устройству, стандартная клавиатура есть и на некоторых обычных телефонах, поэтому абонентам нет смысла их менять».
В МТС, как и в «Билайне», готовят услугу мобильной почты прежде всего для корпоративных клиентов (банков и крупных фирм), для которых Blackberry-устройства будут закупать сами компании, но частные клиенты не останутся в обиде. «На определенном этапе для частных клиентов этот сервис будет элементом престижа», — отмечает Павел Нефедов. Согласно предварительным расчетам, за пользование Blackberry МТС будет собирать со своих клиентов не только абонентскую плату, но и деньги за скачaнный трафик.
«Мы тоже будем вводить помегабайтную тарификацию», — добавляет госпожа Демина из «Вымпелкома». Но она обещает, что к концу года будет разработана специальная тарификация нового сервиса для частных клиентов.
«Подход «Билайна» в силу отсутствия больших затрат более правильный, — считает Василий Кузичев, директор по развитию «Мегафон-Москва». — Вообще, в последнее время МТС и «Билайн» одновременно запускают одни и те же услуги, чуть ли не день в день, поэтому, очевидно, они все больше работают на публику. Отрицательная сторона такой конкуренции — одной из компаний приходится жертвовать качеством, чтобы успеть в срок».
«Мегафон», который первым стал «работать на публику», уже несколько лет предоставляет аналогичную услугу мобильной почты. «Для наших абонентов эти заявления МТС и «Билайна» — скорее старость, чем новость, — заявляет Роман Проколов, советник гендиректора «Мегафон-Москва». — Нашим абонентам уже давно доступен собственный электронный почтовый ящик, который можно проверять практически с любого телефона, и для этого не нужно покупать новое устройство».
Но в МТС явно не жалеют, что потратились на Blackberry. «Соглашение о запуске Blackberry соответствует нашей стратегии — продвигать не голые технологии, а сформированные услуги, реально востребованные абонентами», — торжественно заявил Павел Нефедов.
«Услуга мобильной почты будет популярной только среди корпоративных клиентов; число частных клиентов, подписавшихся на такую услугу, очевидно, будет незначительным. Даже для корпоративных клиентов синхронизация почты — скореe знак престижа, чем насущная необходимость», — говорит Алексей Языков, аналитик инвесткомпании «Атон».