Покупка компьютерного бизнеса IBM стала крупнейшей сделкой из когда-либо заключавшихся китайской компанией. Она позволит Lenovo, лидирующему производителю персональных компьютеров в странах Азии, увеличить объем продаж в четыре раза.
Покупка убыточного подразделения IBM обошлась китайской компании в $1,25 млрд, из них $650 млн деньгами, $600 млн – акциями. Кроме того, Lenovo взяла на себя долговые обязательства IBM в размере $500 млн.
$350 млн из общей суммы компании предоставили три американских инвестиционных фонда — Texas Pacific Group, General Atlantic и Newbridge Capital. Взамен инвесторы получат 2,73 млн привилегированных акций Lenovo по цене $128,2 за акцию, что составит около 10,2% ее акционерного капитала.
Доход объединенной компании, как предполагается, составит порядка $13 млрд в год.
По условиям соглашения Lenovo получит также лицензию на использование бренда IBM в течение пяти лет, а также торговой сети американской корпорации, охватывающей 160 стран.
О переговорах между IBM и Lenovo стало известно еще в конце прошлого года, однако до последнего момента на пути заключения сделки стояли регулирующие органы США. После того как компании официально заявили о готовящемся соглашении, некоторые члены конгресса потребовали от комитета по контролю за иностранными инвестициями проведения специальной проверки. Целью расследования было установить, сможет ли продажа китайцам подразделения IBM иметь негативные последствия для национальной безопасности США.
Дело в том, что основателем Lеnovo, созданной в 1984 году, стала Академия наук Китая, до сих пор этому госучреждению принадлежат 37% акций компании. Доля китайского правительства в объединенной компании также останется высокой — порядка 30% (18,9% акций Lenovo отойдут IBM).
Американским конгрессменам не улыбалась перспектива того, что к госзаказам правительства США на поставку компьютерного оборудования отныне будет иметь непосредственное отношение компания, на 30% принадлежащая Китаю.
Некоторые представители инвестиционного комитета во время расследования открыто заявляли, что, по их мнению, Lenovo заинтересована в приобретении компьютерного бизнеса IBM не только из-за потенциальной экономической выгоды.
Американские чиновники подозревали, что Китай намерен использовать сотрудничество с IBM как предлог для активизации промышленного шпионажа.
Тем не менее в марте американский комитет по контролю за иностранными инвестициями вынес положительное решение по сделке.
То, что американская корпорация решит расстаться с компьютерной частью своего бизнеса, аналитики предсказывали уже давно.
Подразделение IBM по производству ПК, составляющее лишь 10% от общего объема продаж корпорации, не приносило ей прибыли на протяжении трех с половиной лет.
Теперь IBM заявляет о своих планах сосредоточиться на производстве программного обеспечения и оказании консалтинговых услуг.
Заключение партнерства с таким игроком, как IBM, позволит Lenovo существенно упрочить свое положение на рынке, выйдя на третье место по объему продаж. В 2004-м лидерство по этому показателю удерживала американская компания Dell, занимая 16,4% рынка персональных компьютеров. На втором месте продолжает оставаться Hewlett-Packard – 13,9%. Третье место с 5% мировых продаж ПК в 2004 году принадлежало IBM. Lenovo по итогам прошлого года была пятой в мире и первой в странах Азии.
Руководство компании между тем обещает не останавливаться на достигнутом. По словам генерального директора объединенной компании, бывшего топ-менеджера подразделения IBM Стивена Уорда, «уже через несколько недель Lenovo выйдет на рынок с новыми продуктами». Подробности в компании пока не сообщают, однако эксперты на рынке уверены, что в среднесрочной перспективе продуктам компании удастся выйти за рамки азиатского рынка, потеснив европейских конкурентов.