В понедельник в Московском окружном военном суде начались слушания по существу уголовного дела рядового Дмитрия Опарина, который осенью 2004 года вместе с братом-близнецом сбежал из части и расстрелял двоих милиционеров.
Как рассказал «Газете.Ru» пресс-секретарь суда Евгений Комиссаров, в ходе заседания были заслушаны показания 12 свидетелей – сослуживцев, водителя автобуса, на котором солдаты добрались до Дмитрова, а также двух девушек, которых дезертиры подвезли до города. Продолжатся слушания во вторник, а уже в среду суд вынесет решение.
Дмитрий Опарин обвиняется по восьми статьям УК РФ: ст. 338 («Дезертирство»), ст. 317 («Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов»), ст. 226 («Хищение либо вымогательство оружия и боеприпасов»), ст. 222 («Незаконный оборот оружия и боеприпасов»), ст. 126 («Похищение человека»), ст. 127 («Незаконное лишение свободы»), ст. 162 («Разбой»), ст. 166 («Неправомерное завладение автотранспортом без цели хищения»).
Сам подсудимый, который содержится в СИЗО Бутырки, на судебных слушаниях не присутствовал, так как психиатрическая экспертиза признала его невменяемым.
Специалисты Института им. Сербского вынесли заключение – «в условиях психогенно-травмирующей ситуации у Опарина сформировалось полиморфно-психотическое расстройство с симптомами шизофрении».
Скорее всего, суд вынесет решение о принудительном лечении подсудимого. В этом случае Опарин вернется в Институт Сербского, где будет проведена дополнительная экспертиза для уточнения диагноза, после которой Дмитрий Опарин отправится в стационар. В случае, если медикам удастся добиться полного его выздоровления, материалы дела вновь поступят в суд, который назначит подсудимому наказание.
Как следует из материалов уголовного дела, 25 ноября 2004 года рядовые Дмитрий и Александр Опарины с двумя автоматами и 120 патронами к ним самовольно оставили расположение части № 01451 в подмосковном Солнечногорске.
По дороге дезертиры убили двух милиционеров – сотрудники вневедомственной охраны пытались выяснить, что вооруженные солдаты делают на трассе.
Затем Опарины захватили микроавтобус «Газель» с водителем и направились в город Дмитров, по пути прихватив двух попутчиц. Там они пробрались в частный дом, где отсиживались до приезда милиции. Накануне штурма дома, где скрывались беглецы, Александр Опарин застрелился, а его брат сдался.
Братья Опарины были призваны на срочную службу весной 2003 года из Челябинска. Оба проходили службу в полку обеспечения учебного процесса Общевойсковой академии ВС РФ. Было установлено, что накануне побега Дмитрия Опарина избил младший сержант 20-летний Василий Филинов. Поводом для расправы стало небрежное отношение к обязанностям дневального. Филинов узнал, что Опарин одного с ним призыва и потребовал, чтобы тот заставил «духов» убрать помещение комнаты отдыха. Опарин отказался, после чего Филинов ударил его кулаком в лицо и принялся бить ногами.
Дмитрий Опарин пожаловался своему непосредственному начальнику – командиру роты батальона связи Денису Дядиченко, а тот отправил его к начальнику батальона связи капитану Капустину. Опарин изложил все случившееся в письменном виде, после чего Капустин рассказал об избиении начальнику Филинова – командиру артдивизиона майору Дмитрию Семину. Тот отправил провинившегося младшего сержанта на хозработы.
Сослуживцы Опариных быстро узнали, кто «заложил» сержанта. По словам Дмитрия Опарина, именно это обстоятельство побудило братьев к побегу.
«24 ноября в обед Саша предложил убежать из части во время несения караула, — вспоминал Дмитрий Опарин, давая показания. — Я пытался его отговорить, но он сказал, что если я с ним не побегу, он сделает это один. Мы решили уйти с оружием — если нас попытаются вернуть в часть, мы застрелимся».
Сразу после побега и убийства милиционеров о результатах собственного расследования стране сообщил министр обороны России Сергей Иванов. «Мы посмотрели формуляры, какие книги они брали в библиотеке своей части. Последняя книга называлась «Убить мента». Они ее дочитали и пошли убивать», — сообщил министр, выступая на заседании правительства.
Данные Иванова не подтвердились – последней книгой, которую читали братья, был «Новый завет».
После побега в части была назначена служебная проверка, по результатам которой ряд офицеров части был привлечен к дисциплинарной ответственности, а младший сержант Филинов в январе 2005 года решением Солнечногорского гарнизонного суда был приговорен к шести месяцам дисбата.
Тем временем Дмитрий Опарин проходил психиатрическое освидетельствование в Институте им. Сербского, по результатам которого был признан невменяемым. В челябинской ассоциации солдатских матерей такое решение вызвало недоумение. «То есть теперь можно не принимать во внимание, какая была обстановка в части, где служили братья, — сказала председатель ассоциации Людмила Зинченко. — Мы надеялись, что врачи поставят в заключении «состояние аффекта» или «реактивный психоз» – психическое расстройство, которое начинается с сильной душевной травмы». Также был признан невменяемым покончивший жизнь самоубийством Александр Опарин. Такое решение специалисты приняли после анализа его личности и составления психологического портрета, составленного при помощи показаний его родственников, сослуживцев и друзей.