«Мумий Тролль» взорвался в девяностых годах благодаря удивительному малопристойному парадоксу. Была почти идеальная музыка, праздничная, лаконичная, грязная и очень веселая. И был солист, которому нечего было сказать. В русском роке и русской культуре человек, говорящий чушь, принципиально отрицающий поиски глубинного смысла невозможен и потому невероятно симпатичен. Но похоже это сработало только один раз. Сколько вы знаете песен «Мумий Тролля»? Сколько из них вышли на первом альбоме? С этой историей, когда речь заменяется говорением, выпускать альбомы регулярно – очень трудная задача, да, наверное, и не очень нужная.
Скоро это к нам снова вернется: «Мумий Тролль» приступит к переизданию бэк-каталога и альбом «Морская» с самыми вкусными, дикими и развратными песнями про кота – ниже живота, про девочку, которую без синих глаз оставили, и гранату в кармане вновь вернется на полки магазинов.
А пока выходит новый альбом «Слияние и поглощение», прекрасный во всех отношениях, продолжение восьмилетней летописи безупречного вкуса и стиля.
Главная потеря – Лагутенко почти избавился от своей кошачье-крысиной мимики, порочных интонаций и растяжений слогов, то есть всего того, за что мы так его любили.
В девяностых годах он не только так пел – он так разговаривал. Когда Лагутенко выступал в приснопамятной передаче «Без наркотиков», это было такой же необыкновенной дичью, как и «Делай меня точно, мама, // Я хочу вырасти красивым». Был ли это дефект речи и последствия нервной болезни или специально придуманная маска инопланетянина – неизвестно. Но в эпоху укрепления вертикалей Лагутенко начал разговаривать, как здоровый человек, ответственный гражданин, проведший зиму в Доминикане и записавший там альбом года.
Впрочем, ничего лишнего группа не приобрела.
Новый альбом, который был сочинен в Доминиканской республике, а записан в Риге, почти безупречен. Лагутенко с наслаждением воссоздает эстетический ужас восьмидесятых годов, ритм синтетического диско, такой модный в этом сезоне. Но у той же Земфиры он звучит биением раненого сердца, а у «Мумий Тролля» — это совсем другой орган. Звуки, похожие на шумы, и шумы, похожие на звуки, перегруженные гитары — «Мумики», как их раньше ласково называла молодежная пресса, — настоящие мастера низкого стиля. Джон Сибрук, пафосный американский журналист-культуролог, сказал о музыкальном миллиардере Дэфиде Геффене: «Его ум был настолько утонченным, что идея культурной иерархии не могла туда попасть». Прямо как нарочно о Лагутенко сказали.
«Слияние и поглощение» — почти концептуальный альбом по меркам «Мумий Тролля». В нем есть какая-то смутная сатира и очень много агрессии и сексуального насилия, жертвой которых становится лирический герой. В песне «Приватизация»: «Я буду жить с тобой, я спать с тобой, ты будешь мне теперь такой родной страной» — только на Доминикане могли прийти в голову такие строки. «Хищник»:
«Я готов руку подать тебе, Хищник, если ты бы оставил ее хотя бы по локоть».
У группы есть и другие важные козыри – фрикционный ритм в темпе «Спустимся с горы и сделаем все стадо», прекрасный булькающий звук. Они это чуть было не растеряли в прошлых двух альбомах, когда они вдруг начали играть нечто невероятно пышное и оркестрованное, попытавшись показать, что в китче и кемпе тоже обязательно есть свое чувство меры. Слава богу, на этот раз обошлось.
И самое главное – на альбоме есть по крайней мере одна песня, от которой по-настоящему, по-животному прет, как от первых песен «Мумий Тролля». «Страху нет» — идеальная реклама порока, созданная по лучшим рекламным канонам, с участием детей (рижская музыкальная школа им. Язепа Мединя) и животных.
«Мумий Тролль». «Слияние и поглощение». Real Records, 2005