Во вторник Верховный суд России отменил оправдательный приговор по делу врачей 20-й московской городской больницы, обвинявшихся в незаконной трансплантации органов. Заместитель заведующего реанимационным отделением больницы Ирина Лирцман, врач этого отделения Любовь Правденко, а также врачи-трансплантологи Московского координационного центра органного донорства Петр Пятничук и Баирма Шагдурова обвинялись в приготовлении к убийству (ч. 2 ст. 105 и ч. 1 ст. 30 Уголовного кодекса РФ). Кроме того, Лирцман вменялось в вину злоупотребление должностными полномочиями (ч. 3 ст. 285 Уголовного кодекса РФ).
По данным следствия, в апреле 2003 года врачи намеревались изъять почку для пересадки у пациента Анатолия Орехова, которого они до этого пытались реанимировать — у больного трижды останавливалось сердце, и после третьего раза врачи официально констатировали смерть больного. Но когда бригада Московского координационного центра органового донорства уже собиралась начать операцию, в реанимационном отделении появились представители правоохранительных органов.
Медиков обвинили в том, что они пытались незаконно изъять органы у еще живого донора: по данным прокуратуры, у него еще обнаруживались признаки жизни (наличие сердечных сокращений и артериальное давление).
На процессе в Мосгорсуде ни один из подсудимых не признал своей вины. Как подчеркивала защита, эксперты не смогли установить точное время смерти донора, а значит, для обвинения не было серьезных оснований. Гособвинение, в свою очередь, требовало приговорить врачей к лишению свободы на срок от 8 до 9 лет. Тем не менее в марте 2005 года Мосгорсуд полностью оправдал трансплантологов, решив, что их вина не доказана — так как больного действительно нельзя было спасти. По словам адвоката одного из обвиняемых Юрия Костанова, обвинение так и не представило каких-либо доказательств виновности врачей.
Однако Мосгорпрокуратура обжаловала это решение в суде высшей инстанции. Как заявил прокурор Александр Ремизов, «высококвалифицированные врачи осуществили манипуляции с пациентом, они провели целенаправленные действия, понимая их характер, а опровергнуть доказательства того, что Орехов был жив, защита не смогла».
Заслушав эти аргументы, Верховный суд решил удовлетворить кассационное представление прокуратуры и вернул дело в Мосгорсуд, где оно будет рассмотрено в ином составе суда.
Представитель обвинения остался доволен таким решением, заявив, что хотя и понимает «боль и страдание людей, ожидающих пересадки органов», но выступает «за такую трансплантологию, которая не нарушает права и интересы граждан». «Мы другого и не ожидали», — заявил гособвинитель Петр Сударушкин.
Для защиты врачей, по словам адвокатов, решение Верховного суда неожиданностью не стало. «Мы не исключали, что дело может принять такой оборот, но не потому что кто-то виноват, а потому что в нашей стране тяжело добиться оправдания», — отметил Костанов. Однако, считает он, прокуратуре все равно «вряд ли удастся добиться обвинительного приговора». Адвокаты собираются обжаловать решение Верховного суда в порядке надзорной жалобы в президиуме Верховного суда
Как отмечают сами трансплантологи, громкий процесс существенно сказался на их работе. Врачи утверждают, что из-за этого дела работа центров по пересадке органов в Москве была практически парализована. По мнению врачей, их положение усугубляют недостаточно четко прописанные в законе основания для изъятия органов в случае смерти или гибели человека. Впрочем, медики уже давно заявляли о необходимости законодательных изменений в закон о трансплантологии, которые прояснят ситуацию.