Если вы испытываете смущение, отправляясь на подобные фильмы, вспомните, что в 1972 году домохозяйки и старушки выстаивали среди бела дня бесконечные очереди, чтобы попасть на фильм «Глубокая глотка». Главный порнофильм всех времен и народов наделал тогда много шуму. Который, как оказалось, не утих до сих пор. Показанная на фестивале «Санденс» документальная лента «Внутри «Глубокой глотки» («Inside Deep Throat») подробно изучает как те далекие события, так и их последствия.
Расцвет, который переживает сейчас документалистика, во многом связан с ее политизированностью. Точнее, с осознанием того факта, что политика присутствует в во всем.
В каждом гамбургере – как следует из «Двойной порции». В каждом галлоне нефти и каждом выпущенном патроне – как следует и киноистерик Майкла Мура. И в каждой спальне тоже. Во всяком случае, эта идея оказалась достаточно занимательной, чтобы документальный фильм о порнофильме получил международный прокат. Впрочем, конкуренция с оригиналом картине не грозит – «Глотка», стоившая 25 тысяч, а собравшая 600 миллионов, до сих пор остается самым прибыльным проектом в истории кино.
Задавшись такой целью, найти «Глубокую глотку» довольно просто – интернет и темные личности с Горбушки без помощи не оставят. Смешная лента о девушке, которая обнаружила, что ее клитор находится не где положено, а глубоко в горле, снята со щенячьим энтузиазмом – художественные амбиции бывшего парикмахера Джерарда Дамиано, переквалифицировавшегося в режиссеры, выходили далеко за рамки порно. Взлетающие космические ракеты и звон средневековых колоколов в решающий момент, абсурдистские сценки с добрым доктором, помогающим героине познать себя, изумительно забавный саундтрэк – все это позволило ленте получить всего лишь рейтинг Х и выйти в прокат в обычных кинотеатрах. И тут началось настоящее сумасшествие. Километровые очереди к кассам, закрытый показ фильма на вечеринке у Фрэнка Синатры, телерепортажи, полицейские рейды – успех был невероятным.
Общество, в котором существование женского оргазма все еще ставилось под сомнение, было впечатлено. Исполнительница главной роли Линда Лавлейс стала звездой, которую публиковали на обложках глянцевых журналов.
Снятый известным голливудским продюсером Брайаном Грейзером фильм «Внутри «Глубокой глотки» подробно восстанавливает историю создания ленты, историю успеха и той катастрофы, которым успех закончился для большинства участников. Все это довольно увлекательно – особенно история Линды, милой, но исключительно бестолковой девушки. Начав карьеру в фильме «Собака» — бессюжетной фиксации совокупления с псом, она стала после «Глотки» звездой и знаменем сексуального освобождения, когда подутихла шумиха, попала под крыло феминисток и отреклась от постыдного прошлого, пыталась найти работу (с которой ее всякий раз изгоняли, узнав, что она та самая Лавлейс), в пятьдесят лет снова взялась за старое, позируя обнаженной для журналов, и погибла в автокатастрофе.
Однако интересен фильм даже не этим.
«Внутри «Глубокой глотки» — удивительно изящный портрет эпохи и одновременно подробное исследование взаимоотношений секса, власти и денег.
Средства на постановку фильма Дамиано получил от людей со звучными итальянскими фамилиями. Как только пришел успех, мафия за копейки выкупила у него его долю и занялась прокатом картины – за пятьдесят процентов от сборов, причем в каждом кинотеатре находились специальные люди, которые пересчитывали посетителей и забирали наличные. Государство, которое боролось с порно как по моральным, так и по антикриминальным соображениям, тем временем действовало, как мафия: привлекло к уголовной ответственности актера из «Глубокой глотки», получившего за свою работу 200 долларов. Выбор пал на него только потому, что в отличие от Линды он не обладал симпатиями общества. Этот жест, в свою очередь, крайне напугал голливудских актеров, и так встревоженных правлением Никсона.
Кадры, где несчастный парень из «Глотки» стоит между Джеком Николсоном и Уорреном Битти, рассуждающими о свободе слова, впечатлит тех, кто знает историю этих двух голливудских негодяев.
Спас бедолагу от тюрьмы Уотергейт – Никсон слетел, вместе с ним подошло к концу и правление республиканцев.
Аккуратность, с которой Грейзер подошел к реконструкции событий, восхищает — громадное количество материала упаковано в плотное захватывающее повествование. Для авторитета имеются Камилла Палья, Гор Видал, Артур Миллер, комментирующие те события, а также сами их участники, большинство из которых все еще живы.
Имеется также и предмет дискуссии – осознавая, так сказать, ответственность художника, Грейзер поместил в фильм тот самый полноэкранный минет из «Глубокой глотки», что свел с ума Америку четверть века назад. Чтобы было ясно, о чем речь. Яснее некуда.
Живая история доступна с 21 апреля в кинотеатре «35 мм».