Ерлан Сейсембаев, председатель правления казахской инвесткомпании Seimar Investment Group (SIG), сообщил о том, что его компания стала единоличным собственником единственного в Киргизии GSM-оператора BiTel. По его словам, 11 апреля SIG подписала договор о покупке трех компаний (Kyrgyz Mobil Tel Limited, Flaxendale Holdings Limited и George Resources Limited), которые вместе являются владельцами 100% акций сотового оператора.
Но проблема заключается в том, что еще в 2003 году эти три компании подписали опцион на продажу всех своих акций и даже получили часть денег. Нынешний собственник опциона Fellowes, казахская «дочка» «Альфа-групп», уже пригрозила подать в суд на SIG, если та не передаст ей акции BiTel.
Ранее Fellowes уже выступала с несколькими судебными инициативами. Так, в конце марта 2005 года по ее иску Бишкекский межрайонный суд арестовал акции BiTel и вынес определение о «понуждении ответчиков к исполнению соглашения о передаче в отношении продажи и покупки 100% собственного капитала в ООО BiTel, заключенного между истцом и ответчиками». Но акции пока не поступили в распоряжение «дочки» «Альфы».
Но в SIG, которая наняла в июле 2004 года австрийскую юридическую фирму Steiner und Zingermann для оценки покупки BiTel с точки зрения рисков, совершенно не боятся угроз Fellowes. «Нет никакого риска для приобретения. Опцион Fellowes истек 1 декабря 2003 года. О каких правах можно говорить, если компания не выполнила своих обязательств и не перечислила деньги? Мы готовы защищать интересы нашего клиента в суде», — заявил «Газете.Ru» Канат Асылов, управляющий директор Steinar und Zingermann.
По словам господина Асылова, владелец опциона перечислил акционерам BiTel «определенные деньги в виде предоплаты, которая не подразумевает возвращения», но основной суммы не заплатил, поэтому опцион стал недействительным.
Как выяснилось, Fellowes не заключала опциона с тремя компаниями--акционерами BiTel, она выкупила это соглашение ровно за два месяца до истечения срока его действия — 1 октября 2003 года.
На самом деле изначально опцион с акционерами BiTel был подписан бермудским офшором IPOC в мае 2003 года, который впоследствии передал свои права Fellowes, возможно, и не подозревая, что за ней стоит «Альфа».
«Альфа» конфликтует с этим офшором уже полтора года из-за прав владения блокпакетом (25,1%) российского «МегаФона». Конфликт вокруг «МегаФона» очень напоминает BiTel. Здесь также был подписан опцион: в 2002 году компания LV Finance обещала продать блокпакет «МегаФона» бермудскому офшору. Но потом LV Finance обвинила IPOC в нарушении обязательств и в августе 2003 года перепродала 25,1% акций «МегаФона» «Альфе».
Теперь две компании судятся в различных международных судах, и
наблюдатели предполагают, что продажа фактически просроченного опциона на покупку 100% акций BiTel могла быть местью IPOC за аналогичную историю в «МегаФоне». Стоит отметить, что в пресс-службе «Альфы» узнали об истечении срока действия этого опциона от «Газеты.Ru».
Но в IPOC всячески отрицают версию мести. «Мы всегда были добропорядочными, и мы сделали все возможное, чтобы защитить права Fellowes (то есть и «Альфы». — «Газета.Ru»), в частности, мы заключили с этой компанией соглашение о том, что будем помогать ей судиться с продавцами BiTel», — говорят представители офшора. И напоминают, что предупреждали Fellowes об отказе акционеров BiTel выполнять обязательства.
Seimar Investment Group совершенно не смущают не только финансовые, но и политические риски, связанные с BiTel. По информации нескольких изданий, в том числе британской Guardian, за BiTel стоят высокопоставленные чиновники Киргизии, в том числе сын экс-президента Айдар Акаев. SIG «не сталкивался с семьей Акаевых и не вел с ними переговоров», — подчеркнул Ерлан Сейсембаев, председатель правления SIG. Более того, он намерен инвестировать в течение двух лет свыше $50 млн, которые пойдут на развитие сети, внедрение новых услуг и повышение эффективности BiTel с помощью современных управленческих технологий.
Аналитики считают, что смена собственника BiTel практически сводит на нет все попытки «Альфы» завладеть компанией.
«Очевидно, IPOC не просто так решил продать свой опцион, но вряд ли «Альфа» что-то недосмотрела, приобретая Fellowes (по заявлениям «Альфы», ей досталась Fellowes уже вместе с опционом на BiTel. — «Газета.Ru»). Скореe «Альфа» увидела возможность защитить свои права в судах, — отмечает Ольга Жилинская, аналитик ИК «Ренессанс Капитал». — Но поскольку у «Альфы» конфликт с местным акционерами и нет сильного лобби в киргизском правительстве, вряд ли она сможет получить акции BiTel».
А Эльдар Назмутдинов, старший юрисконсультант ИК «Проспект», уверен, что все решит суд: «Сейчас поменялись владельцы ответчика (акционеры BiTel). Но факт спора был оценен его юристами и риск был заложен в цену покупки, поэтому очевидно, что новый владелец — одна из тех компаний, которая специализируется на покупке спорных активов c целью наведения порядка и их последующей перепродаже по более выгодной цене. Однако все должен решить суд».