Во вторник министр обороны Сергей Иванов произвел самое скандальное назначение за всю современную историю оборонного ведомства. Бывший командующий Северным флотом адмирал Геннадий Сучков был назначен советником министра обороны России по вопросам Военно-морского флота. Об этом сообщил в среду источник в оборонном ведомстве.
На первый взгляд все в порядке – как обычно, в советники министров, да и президента часто тихо уходят уволенные с высоких постов чиновники. Однако с адмиралом Сучковым другая история.
Адмирал Сучков был не просто освобожден от должности командующего Северным флотом после гибели подводной лодки К-159 в сентябре 2003 года. По заявлению родственников погибших моряков на него было возбуждено уголовное дело. Прокурор требовал приговорить его к четырем годам с отбыванием наказания в колонии-поселении. Однако суд оказался гуманнее: в мае прошлого года Сучков был признан виновным по ч. 2 ст. 293 УК РФ («Халатность, повлекшая по неосторожности гибель людей») и приговорен к четырем годам лишения свободы условно (с испытательным сроком два года). Северный флотский военный суд учел смягчающие вину обстоятельства: наличие у Сучкова несовершеннолетнего ребенка, безупречные характеристики по службе, наличие нескольких государственных наград. Суд даже не стал лишать его права занимать командные должности на три года, как предлагал гособвинитель — помощник главного военного прокурора России Игорь Мурашкин.
Впрочем, с мнением суда о виновности адмирала Сучкова многие не согласились. Вину адмирала не счел доказанной даже адвокат, представлявший в суде интересы родственников погибших моряков. Защитник потерпевших был вынужден даже отказаться от дальнейшего участия в процессе в связи с расхождением своей позиции и позиции потерпевших. А другой участник суда – эксперт Игорь Касатонов (бывший замглавкома ВМФ) заявил, что Сучков был избран «козлом отпущения». По мнению Касатонова, недоработки, приведшие к гибели подлодки, допустил непосредственно адмирал Владимир Куроедов, главком ВМФ. Как утверждали источники «Газеты.Ru» в Минобороны, критика Касатоновым Куроедова на закрытом процессе была очень резкой и, естественно, обидной для последнего. В итоге вскоре Куроедов обрушился с критикой на племянника Игоря Касатонова, командира атомного ракетного крейсера «Петр Великий» Владимира Касатонова и своего давнего соперника адмирала Сучкова. И того, и другого главком поставил ниже «старшего лейтенанта с базового тральщика» и обвинил в подрыве обороноспособности страны за недостатки, которые нашел на образцовом корабле Северного флота.
Куроедов несколько раз выступал на процессе по делу Сучкова и неизменно подтверждал свои слова о том, что именно Сучков провалил операцию буксировки К-159. По словам Куроедова, руководство Северного флота не проверило готовность лодки к буксировке и ее организацию. В частности, лодка была выпущена в море в шторм (информацию об ухудшении погоды подводники получили за 12 часов до трагедии), тогда как буксировка разрешена только при волнении до трех баллов. В результате тросы, соединявшие подлодку с понтонами, оборвались.
Так что у Сергея Иванова появился сейчас надежный советник, который вряд ли забыл прежние обиды на главкома ВМФ.
И, скорее всего, это обернется серьезной опалой уже Куроедова, которому обвинить советника Иванова теперь уже будет не в чем – советник ни за что не отвечает. К тому же нельзя забывать, что Куроедов формально уже выработал свой адмиральский ресурс и в любой момент может быть уволен в запас без лишних объяснений. Дело в том, что 5 сентября прошлого года Куроедову исполнилось 60 лет, и формально с этого момента он должен был уйти на пенсию, однако Владимир Путин продлил его полномочия на один год. В принципе, по закону президент может еще в течение пяти лет продлевать ему уход на пенсию, однако еще в сентябре «Газета.Ru» предполагала, что Кремль пошел на своеобразный компромисс: Куроедову дают покомандовать еще год, а тот, уйдя на пенсию, не будет писать книжек про то, как на самом деле утонул «Курск». О склочном характере Куроедова на флоте ходят легенды, и очень может быть, что Кремль решил к ним прислушаться и заодно в течение следующего года присмотреться к возможным его преемникам.