Продлить полномочия ставшему легендарным генеральному прокурору России Совет федерации намерен уже завтра. Официальное представление кандидатуры Устинова прошло сегодня на заседании сенатского комитета по безопасности. Письмо президента с просьбой утвердить Устинова перед членами СФ зачитал представитель президента в верхней палате парламента Александр Котенков. В начале он напомнил, что Устинов в первый раз был утвержден в своей должности пять лет назад. «Годы быстро бегут, и, казалось бы, совсем недавно Владимира Васильевича мы утверждали, и его не надо особенно представлять, мы тесно с ним сотрудничаем», — доходчиво объяснил Котенков. Устинов сидел рядом и слушал.
После этого Котенков решил сделать отступление, оказавшееся в итоге героическим. Котенков сказал членам СФ, что в той биографии, которую он сам распространил в верхней палате, есть одно искажение действительности.
«Владимир Васильевич награжден орденом Мужества и звездой Героя России. Это было оформлено секретным указом», — спокойно выдал секрет Котенков. «Все мы знаем, когда и за что Владимир Васильевич получил эти награды», — закрыл тему полпред. Устинов сидел рядом и слушал.
Кого президентский подчиненный подразумевал под словом «все» — неясно. Граждане, во всяком случае, их большинство, как раз не знают, когда и за что Устинов получил высшую государственную награду. В 2003 году «Новая газета», ссылаясь на утечки из Кремля, рассказывала, что генпрокурор в тайне получил звезду «за успехи в чеченской кампании». Не исключено, что особое мужество прокурор Устинов проявил во время курирования дела полусумасшедшего боевика Салмана Радуева. В любом случае секретность награждения выглядит необъяснимой.
После секретного выступления Котенкова на заседании комитета воцарилась веселая дружеская атмосфера. Кто-то из сенаторов, как пишет «Интерфакс», «в шутку спросил у Устинова, хочет ли он сам опять занять пост генпрокурора». Устинов искрометно скаламбурил: «Я, кроме прокурорить, ничего не умею, я в третьем поколении прокурор, и мой ответ однозначен».
То, что уже завтра СФ большинством голосов утвердит Устинова, никто в парламенте не сомневается. Уверенность в этом высказали уже и спикер СФ Сергей Миронов и глава профильного комитета по законодательству Станислав Вавилов.
Учитывая, что срок прокурорских полномочий — 5 лет, можно говорить, что Устинов, если он, конечно, не будет досрочно снят по воле главы государства и Совета федерации, будет по крайней мере 1 год служить и при новом российском президенте, то есть после 2008 года. Более того, генпрокурор в отличие от членов правительства единственный из назначаемых высших должностных лиц не должен даже ради формальности уходить в отставку в связи со сменой президента.
Это и ужаснуло общественность.
Главу движения «За права человека» Льва Пономарева новость о переназначении Устинова застала врасплох. «Я категорически против. Как неожиданно, надо бы сделать заявление», — волновался правозащитник. Пономарев последние годы планомерно боролся с режимом Устинова. «Еще в июне 2003 года на крупнейшей конференции гражданских организаций лозунг «Устинова в отставку» попал в резолюцию с формулировкой «за попустительство массовых и грубых нарушений прав человека». Это и Чечня, и политические процессы, пытки милиции, дедовщина в армии. Но тогда это были все цветочки по сравнению с тем, что происходило позже», — заявил правозащитник «Газете.Ru». По его словам, с того времени количество политзаключенных резко увеличилось: Пономарев имел в виду дело адвоката Михаила Трепашкина, расследовавшего взрывы жилых домов в Волгодонске и Москве, и, конечно, дело Ходорковского — Лебедева — Пичугина, «полностью сфабрикованное усилиями Генеральной прокуратуры».
Дело Ходорковского все называют одной из главных «заслуг» Устинова.
«Именно благодаря Генпрокуратуре у нас сейчас и осуществляется избирательное правосудие, — считает бывшая судья Мосгорсуда Ольга Кудешкина. — Если на самом деле у нас имела место неуплата налогов какими-то компаниями, почему Генпрокуратура посчитала возможным привлечь только ЮКОС? Во-вторых, почему прокуратура не привлекала к ответственности должностных лиц, которые неоднократно проверяли налоговые выплаты в различных компаниях и не находили никаких нарушений? Получается, почему виноваты только граждане, а не виновато государство?» По мнению Кудешкиной, возбуждение и расследование дел по политическим мотивам подрывает авторитет нашей страны за рубежом и подрывает доверие граждан к правоохранительным органам.
Запомнился прокурор и своими собственными претензиями на роль политика. «Мало того что возбуждают неочевидные уголовные дела типа ЮКОСа, но при этом наш прокурор и его заместитель Владимир Колесников славятся собственными яркими оценками событий в стране, периодически произнося редкие по силе идеи, — напомнил «Газете.Ru» специалист по политическим заявлениям, член федерального политсовета СПС Борис Надеждин. — Взять в заложники родственников террористов, например. А выступая в парламенте, он рассказывает о трагических ошибках бандитской приватизации». «Мы видим, как энергично действует прокурор, слышим его нелепые и пугающие морализаторские выступления. Когда его зам Колесников прямо говорит, что богатым, грубо говоря, не место в России, всех их надо за решетку, — это как понимать?» — вторит Надеждину Лев Пономарев.
По мнению Пономарева, надо снимать с должности не только Устинова, но и его заместителей. «Мы неоднократно сталкивались с личными интересами заместителей генпрокурора в различных процессах. Мы поддерживаем заявление Платона Лебедева, что Бирюков был заинтересован в аресте, участвовал в сговоре и играл на котировках ЮКОСа. Мы неоднократно видели и другие заказные дела, из которых торчали уши заместителей генерального прокурора», — заявил Пономарев. Также считает и известный адвокат Юрий Шмидт: «Юстиция будет находиться в таком же состоянии, что и сейчас. Устинов не вызывает у меня, мягко говоря, никаких положительных эмоций, и весь кадровый состав, руководящий прокуратурой, в том числе Юрий Бирюков и Владимир Колесников.
Ничего положительного в течение первого срока Устинова никто из опрошенных «Газетой.Ru» вспомнить не смог. По словам Надеждина, в целом деятельность Устинова на посту генпрокурора запомнилась кроме «дела ЮКОС» всевозможными разборками местных прокуроров с местными предпринимателями, а также участием прокуратуры в политических кампаниях. Кроме того, из всех громких убийств мало что было раскрыто и дошло до суда.
«Так что оценивать деятельность нашей прокуратуры как эффективную я бы не стал. Слишком много политики, слишком мало реального раскрытия уголовщины», — считает политик.
По словам Кудешкиной, ничего не было также сделано для борьбы с коррупцией и в плане борьбы с особо тяжкими преступлениями.
Однако его переназначение никто из экспертов катастрофой не считает. По общему мнению, дело, в принципе, не в нем. «Деятельность Устинова на своем посту была исключительно деятельностью человека, выполняющего заказ, ярче всего это видно на деле Ходорковского, и здесь Устинов играет просто роль Вышинского», — считает Пономарев. «Бывали прокуроры и хуже, Устинов лучше, чем Вышинский», — тоже вспомнил сталинского обвинителя Борис Надеждин. По мнению представителя Российского комитета адвокатов в защиту прав человека Каринны Москаленко, при другом прокуроре вряд ли бы что изменилось. «Я не могу сказать, что ничего не зависит от человека, но система все равно работает так, как она задумана и устроена. Он продукт системы, хороший исполнитель. Определяет ли это личность прокурора — не уверена, я думаю, это некий системный порок, который мы не преодолели еще с советских времен», — заявила Москаленко «Газете.Ru».