В пятницу в суде над бывшими топ-менеджерами ЮКОСа адвокаты представили документы, которые дают возможность гражданским истцам отозвать свои иски. Напомним, налоговые инспекции Москвы №5 и №2 считают, что бывший глава НК ЮКОС Ходорковский как физическое лицо недоплатил государству налогов с учетом пеней и штрафов на сумму 116 млн 986 тыс. 639 рублей, а экс-руководитель МФО МЕНАТЕП Платон Лебедев недоплатил соответственно 15 млн 988 тыс. 188 рублей.
Аргумент, что эти деньги до сих пор не выплачены, регулярно применялся обвинением при ходатайствах о продлении срока содержания обоих подсудимых под стражей и вообще всегда занимает почетное место в речах истцов.
Несколько дней назад бывшие коллеги по Group MENATEP и друзья подсудимых Леонид Невзлин, Михаил Брудно и Владимир Дубов перечислили около $5 млн долларов в адрес Федерального казначейства Минфина РФ по городу Москве для налоговых инспекций № 2 и № 5 в счет погашения долгов Михаила Ходорковского и Платона Лебедева как физических лиц. Средства были переведены четырьмя траншами: 1 млн 905 тыс. 593 долл., 2 млн 182 тыс. 088 долл., 54 тыс. 191 долл. и 62 тыс. 407 долл. За Лебедева аналогичным образом перечислено: 254 тыс. 265 долл., 305 тыс. 350 долл., 6 тыс. 978 долл. и 8 тыс. 326 долл.
Сегодня адвокат Игорь Михеев, заканчивая свое выступление в прениях, представил суду документы, которые подтверждают, что платеж был действительно совершен. «На сегодняшний день у гражданских истцов есть все основания отклонить все свои исковые требования к Ходорковскому и Лебедеву по статье об уклонении от уплаты налогов физических лиц», — обратился к оппонентам адвокат и передал судьям документ для ознакомления.
Обвинители заметно занервничали, и, когда судья протянула им бумаги, шарахнулись от них, как будто это бомба.
«По нормам уголовно-процессуального кодекса этот документ не может быть включен в дело, поскольку стадия следствия завершена», — проговорил прокурор Дмитрий Шохин. «Так вы с документом будете знакомиться?» — поинтересовалась председательствующая Ирина Колесникова, все еще протягивая ему платежки. Ответить сразу же на этот вопрос гособвинители и гражданские истцы не смогли и потребовали время для согласования позиции, судя по всему, со своими ведомствами. Вернувшись с перерыва, обвинение выдало несколько странных реплик. «Эти деньги отправлены не самими обвиняемыми, а третьими лицами, имеют статус невыясненного платежа», — отчеканил Шохин. «Документы не имеют никакого отношения к заявленному налоговыми органами гражданскому иску», — вторила ему представительница Федеральной налоговой службы Александра Нагорная. «Декларация в установленном порядке не подавалась, платеж был внесен третьим лицом и имеет статус невыясненного платежа. Деньги могут быть возвращены плательщикам в любой момент», — уверенно заявила она суду.
Действительно, некоторые проблемы с признанием этого платежа могут быть, хотя будут носить формальный характер. «Согласно Налоговому кодексу налогоплательщик должен сам вносить требуемые суммы, тогда такой платеж считается уплаченным. Но по гражданскому законодательству предполагается представительство интересов людей, а в Налоговом кодексе прописан статус налогового агента. Потому в том, что за них заплатили, я не вижу никаких противоречий. Здесь чисто формальная закавыка, хотя она и может создать трудности», — прояснил ситуацию корреспонденту «Газеты.Ru» адвокат Константин Ривкин, отвечающий за защиту подсудимых по налоговым эпизодам.
Но представить, как можно выплатить эти долги иначе довольно сложно. Во-первых, в октябре 2003 года Басманый суд наложил арест на денежные средства Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Во-вторых, подсудимые находятся под стражей, потому производить какие-либо финансовые операции они все равно не могут. «Ну, вот представьте, как они будут проводить платежи, находясь в тюрьме? Ходорковскому или Лебедеву, что, начальник СИЗО платежку принесет?» — добавил защитник.
Реакция обвинителей на уплату налоговой задолженности стала для защиты не просто неожиданностью. «Если гособвинители говорят, что стоят на стороне государства, то отказ от ознакомления с документом мне кажется просто маразмом», — заявил Ривкин.
— И тем, что люди не понимают, что делают. Второе: они против, что деньги перевели другие лица, и это свидетельствует о том, что защищают они не интересы бюджета, а интересы, выходящие за правовые рамки». Кроме того, по нормам права, даже если гражданский иск будет удовлетворен в полном объеме, даже если требуемые суммы или их часть будут выплачены, на стадии исполнения решения суда эти деньги должны будут быть учтены и сумма взыскания должны быть уменьшена в соответствии с платежом.
Утром на заседании подсудимые Михаил Ходорковский, Платон Лебедев и Андрей Крайнов отказались выступать в прениях. Бывший глава МФО МЕНАТЕП отказался и от своего права произнести последнее слово. «Я сознательно отказываюсь от участия в прениях, а также от последнего слова, так как не хочу опускаться до уровня прокурора Шохина и не хочу затягивать процесс», — заявил он суду. «Шохин своим видом оскорбляет суд и участников процесса», — пояснил подсудимый.
«Я думаю, пообщавшись со своими адвокатами, Лебедев изменит свою позицию», — заявил координатор защиты Генрих Падва журналистам, добавив, что Ходорковский выступать будет.
Лебедев, вполне вероятно, действительно передумает, так как, по словам адвокатов, к выступлению он все-таки готовился.
Ожидается, что участники процесса обменяются репликами, а подсудимые выступят с последним словом на следующем заседании, которое состоится в Мещанском суде 11 апреля. Не исключено, что на этом судебное разбирательство будет окончено и суд в тот же день, то есть в ближайший понедельник, удалится в совещательную комнату для вынесения приговора.