В среду в Москве у здания Генпрокуратуры прошел пикет в поддержку содержащейся под стражей заместителя начальника правового управления ЮКОСа Светланы Бахминой. Протестанты держали плакаты с лозунгами «Освободить Бахмину из заложников!», «Нет прокурорскому беспределу!».
Организаторы пикета заявили о начале акции «1000 запросов по делу Светланы Бахминой». Пикетчики предлагали всем, кому небезразлична ее судьба, написать обращения к генеральному прокурору России Владимиру Устинову с требованием разъяснить причины содержания Бахминой под стражей. Кроме генпрокурора, обращение адресовано также уполномоченному по правам человека Владимиру Лукину.
Как заявил «Газете.Ru» один из организаторов пикета Вадим Малкин, собравшиеся не представляют какой-либо общественной или политической организации: «Здесь просто собрались люди, которые не считают, что можно сидеть и молчать в такой ситуации. Решили придумать такую акцию. Мы хотим, чтобы прокуратура понимала, что не сможет делать это по-тихому. Есть хотя бы тысяча людей в стране, которым они должны объяснить, на каком основании держат в тюрьме мать двоих детей, почему ее берут фактически в заложники, требуя взамен ее освобождения возвращения ее начальника Дмитрия Гололобова из Англии? Очевидно, что Бахминой вменяется совершенно фантастическое обвинение, что она якобы украла 8 млрд рублей».
По закону Генпрокуратура должна ответить на эти обращения в 10-дневный срок.
Светлана Бахмина была арестована 10 декабря 2004 года по ходатайству Генпрокуратуры, следователи которой считают, что она вместе с начальником правового управления ЮКОСа Дмитрием Гололобовым присвоила имущества и активов компании «Томскнефть» на 8 млрд рублей. По данному факту возбуждено уголовное дело по ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата).
Бахмина находится под стражей в московском СИЗО № 6 около четырех месяцев. Все это время ей не разрешают общаться по телефону с ее маленькими детьми. Своих сыновей, одному из которых три года, а другому семь, она не слышала с тех пор, как была задержана. Отказы, по словам адвоката Бахминой Ольги Козыревой, сопровождались различными отговорками следователя. 2 марта в знак протеста над моральными издевательствами Бахмина объявила голодовку, но через девять дней состояние ее здоровья резко ухудшилось – у нее стали отказывать почки, и голодовку пришлось прекратить.
По словам Козыревой, последствия голодовки до сих пор сказываются на состоянии ее подзащитной. «Бахмина жалуется на сильные перепады давления, тахикардию. Поэтому мы обратились к руководству следственного изолятора с просьбой разрешить провести независимое медицинское обследование. Тем более что закон предоставляет такую возможность. Пока ответа на ходатайство не поступило. Я думаю, прошло еще мало времени», — заявила Козырева.
Попытка же обжаловать очередной отказа в телефонных переговорах с детьми оказалась безрезультатной. «Нам сказали: «Пусть детей приводят на свидание в изолятор». Но Бахмина не хочет их морально травмировать», — сказала Козырева «Газете.Ru»
По словам адвоката, сейчас она и ее подзащитная знакомятся со следственными материалами. Допросы Бахминой не проводятся уже с начала года.
Правозащитники считают, что нет никаких оснований по такому обвинению держать в тюрьме мать малолетних детей.
«В конце концов, существует презумпция невиновности. А в этой ситуации человек заранее наказан по недоказанному еще обвинению»,– заявил «Газете.Ru» эксперт Института прав человека Лев Левинсон.