В четверг на пресс-конференции, посвященной летнему расписанию «Аэрофлота», коммерческий директор Евгений Бачурин рассказал, что в этом году национальная авиакомпания планирует повысить тарифы. Это будет уже второе подорожание билетов на рейсы «Аэрофлота» за последние несколько месяцев.
В октябре прошлого года на презентации зимнего расписания Евгений Бачурин объявил о введении специальной топливной надбавки к тарифу, которая должна была компенсировать перевозчику увеличение затрат на авиакеросин, подскочивший в цене вдвое. В среднем билеты стали дороже на $10–15.
В этом году, говорит Бачурин, рост тарифов также неизбежен. Но он вряд ли превысит 5-7% и также будет связан с ростом стоимости авиакеросина.
Другие крупные перевозчики пока не готовы последовать примеру аэрофлота. Пресс-секретарь UTair Игорь Блинов говорит, что его «авиакомпания входит в летнее расписание с прежними тарифами». Кроме того, в начале этого года UTair отменила топливную надбавку на внутренние рейсы в Тюменской области, а также на рейсы, выполняемые из Тюмени, за счет субсидий из областного бюджета.
«Сибирь» также пока не планирует повышать цены. Но, по словам пресс-секретаря компании Игоря Волкова, тенденция роста стоимости авиакеросина очевидна, поэтому в «Сибири» не исключают изменение тарифной политики. К тому же, говорит Волков, на стоимости авиатоплива помимо подорожания нефти скажется и рост спроса в весенне-летний сезон.
Участники топливного рынка подтвердили тенденцию роста стоимости топлива, однако конкретных цифр и пределов никто обозначить не смог.
«В разных регионах России керосин дорожает по-разному. Но к лету топливо точно наверняка подорожает», — заявил «Газете.Ru» замгендиректора группы компаний «Аэрофьюэлз» Андрей Гайсин. А Евгений Островский, гендиректор ТД «Топливное обеспечение аэропортов», подтвердил, что на рынке ходят слухи о повышении стоимости авиакеросина.
«Посмотрите: за последний месяц нефть подорожала до $56 за баррель. А из-за пожара нефтеперерабатывающего завода в США баррель стоит уже $60, — говорит Островский. — Нефтяным компаниям сейчас выгодно экспортировать нефть и дизельное топливо. А от этого зависит внутренняя цена авиакеросина. Но точных данных о том, сколько будет стоить авиакеросин, у нас пока нет. Мы еще не получили от нефтяных компаний данные по ценам на апрель».
Между тем, по словам эксперта, в феврале и марте цены на авиакеросин не росли, а снижались: в феврале по сравнению с январем — на 3%, а в марте — еще на 3-4%. Другими словами, цены вернулись на уровень декабря.
По данным компании «Аэрофьюэлз», в декабре средняя цена за тонну керосина «в крыло» (с учетом затрат на транспортировку и услуги топливно-заправочных комплексов в аэропортах. – «Газета.Ru») составляла примерно 16,5–17 тыс. руб.
Но к снижению тарифов на авиабилеты это не привело.
Игорь Волков из авиакомпании «Сибирь» объясняет поведение авиакомпаний низким сезоном и связанным с ним спадом спроса на авиаперевозки.
Евгений Островский из «Топливного обеспечения аэропортов» защищает перевозчиков: «Авиакомпании и так сейчас работают на пределе рентабельности. У многих произошли кассовые разрывы, у многих была потребность в пополнении оборотных средств».
«Для многих перевозчиков топливо — весьма значимая составляющая тарифа, потому что не все могут позволить себе летать на экономичных машинах; тарифы вновь вырастут. Но платежеспособность пассажиров ведь не растет, — заявил Игорь Волков из «Сибири» и, описывая ближайшее будущее отрасли, добавил:
— Поэтому мы не исключаем, что пассажиры будут больше отказываться от авиаперелетов, а рост рынка авиаперевозок замедлится и, может быть, даже пойдет в минус».