В пятницу после совещания в Международном авиационном комитете (МАК) глава Минтранспорта Игорь Левитин заявил журналистам, что речевой самописец Ан-24, разбившегося в среду в Ненецком автономном округе не зафиксировал информацию о неисправностях перед посадкой. По его словам, во время захода на посадку в переговорах членов экипажа не прозвучало предупреждения ни об отказе авиационной техники Ан-24 или каких-то иных неполадках.
С другой стороны, говорят специалисты, сказать наверняка о наличии и отсутствии технических проблем воздушного судна все же можно будет только после расшифровки параметрического самописца МСРП-12, фиксирующего параметры полета, — а он подвергся сильному тепловому воздействию. «Его лента местами превратилась в жгут», — сообщил руководитель комиссии по расследованиям авиационных происшествий МАК Владимир Кофман. По его словам, на расшифровку параметрического самописца уйдет не менее 10 дней, и «пока не будет завершена расшифровка «черных ящиков», сказать о причине крушения затруднительно».
Пока полностью не исключена техническая версия катастрофы, о возможной ошибке в пилотировании эксперты открыто не заявляют — хотя возможно, именно это стало понятно после первого прослушивания ленты речевого самописца и разговора с выжившими членами экипажа.
Во всяком случае, неназванный источник, близкий к проведению расследования сообщил агентству «Интерфакс», что катастрофа произошла, скорее всего, из-за ошибки второго пилота — стажера. По словам собеседника, на последнем участке полета командир поручил ему пилотирование, так как «погодные условия были хорошие и позволяли это сделать». В аэропорту Варандей летчик сажал самолет, ориентируясь визуально, и в условиях заснеженной взлетно-посадочной полосы мог промахнуться, а заметив это, учитывая дефицит времени, не смог сманеврировать.
Левитин уже отметил, что существует потребность в разработке специальных рекомендаций для пилотов при заходе на посадку в северных аэропортах.
«В северных российских аэропортах зимой взлетно-посадочная полоса почти не видна. Необходимо разработать специальную схему для пилотов при посадке воздушных судов», — сказал министр.
Чиновники говорили и о других деталях аварии. Как заявил с места событий заместитель министра транспорта России Александр Нерадько, возглавляющий комиссию по расследованию, разрушение самолета наступило уже на земле (а не в воздухе, как заявлялось ранее) после первого удара. По всей видимости, в баках самолета был топливный запас на дорогу до Нарьян-Мара, поэтому он быстро загорелся. А так как на Ан-24 топливные баки располагаются в центроплане крыла, в первую очередь погибли те, кто сидел у крыльев. Официально жертвами катастрофы числятся 28 человек из 52 находившихся на борту. Из экипажа самолета остались в живых пятеро. Командир и штурман погибли.
В пятницу погибших в авиакатастрофе самолета Ан-24 почтили днем траура в Ненецком автономном округе.
Всем учреждениям культуры и телерадиокомпаниям в этот день было рекомендовано отменить развлекательные передачи, на территории округа приспустили государственные флаги Российской Федерации и флаги Ненецкого округа. Еще 17 марта на заседании оргкомитета по буранным гонкам ралли перенесли с 19 марта на 2 апреля, а в пятницу заместитель мэра Нарьян-Мара Юрий Жданов сообщил, что празднования по случаю юбилея города также переносятся на более поздние сроки.
В Пермской области, где жили большинство погибших, днем траура объявлен понедельник, 21 марта. В пятницу в Пермь спецрейсом самолета Ан-26 из Нарьян-Мара были доставлены тела 28 погибших в авиакатастрофе, сообщил корреспонденту «Газеты.Ru» вице-губернатор Пермской области Валерий Сухих. Одновременно в Пермь прибыли члены госкомиссии по расследованию авиакатастрофы и сотрудники Генпрокуратуры. В Перми они начали опознание тел.
Следователи не скрывают, что для установления личности погибших, скорее всего, потребуется проведение генетической экспертизы — от некоторых сгоревших тел «мало что осталось».
«Делается все возможное, чтобы провести эту процедуру максимально быстро, и предоставить родственникам тела погибших для похорон», – сказал вице-губернатор. Иногородних родственников жертв катастрофы Ан-24 разместили в офисе компании «ЛУКОЙЛ-Пермь».
Компании ЛУКОЙЛ и «Нарьянмарнефтегаз», где работали пассажиры Ан-24, решают вопрос о материальной помощи пострадавшим и семьям погибших. В следующий вторник в Пермь должен прибыть президент НК «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов, который встретится с родственниками жертв катастрофы и ранеными. Вероятно, тогда и будет определена конкретная сумма компенсации.