В МВД обсуждаются изменения в законодательство, предусматривающие ответственность за налоговые правонарушения. Поправки должны устранить неясность применения норм Уголовного кодекса и согласовать его с нормами Налогового кодекса. В частности, в МВД считают необходимым решить проблему соответствия срока давности преследования по уголовным правонарушениям и прописанной в налоговом законодательстве нормы трех финансовых лет (в соответствии с ней налоговые органы могут проверять деятельность фирмы лишь за последние три финансовых года).
Как заявил, выступая на конференции «Налоговые преступления: пределы ответственности», замначальника правового управления МВД России Илья Кучеров, норма трех финансовых лет сложна в применении.
«Все сходятся в том, что три финансовых года следует исключить, никакого проку от этой нормы нет — только проблема применения», — заявил представитель МВД.
Отмена нормы трех финансовых лет не будет означать, что налоговые преступления превратятся в бессрочные и к ответственности можно будет привлечь за правонарушение, совершенное десятки лет назад, заверил Илья Кучеров «Газету.Ru», комментируя высказанное им предложение. Он сослался на общие нормы сроков давности, действующие для других видов преступлений, предусмотренных УК.
Это два года для мелких правонарушений, и десять лет – для крупных.
Экспертов озадачили предложения МВД. Как пояснил «Газете.Ru» руководитель департамента налогов и права «Бейкер Тили РусАудит» Эдуард Кучеров, срок давности по налоговым преступлениям до десяти лет действует в УК и сейчас. Комментируя предложения, выдвинутые представителем МВД, юрист отметил, что ни о каких проблемах с применением нормы трех финансовых лет он в своей практике не сталкивался: для налоговых органов и юрлиц она вполне удобна.
Единственная сложность, отметил Эдуард Кучеров, существует для самих представителей МВД – они не могут воспользоваться нормой, предусматривающей срок давности по налоговым преступлениям десять лет, поскольку налоговики, которые могут предоставить фактический материал для уголовного дела, просто не имеют возможности проводить проверки по столь давним сделкам.
По словам юриста, норма о трех финансовых годах родилась не на пустом месте: этот срок соответствует установленному законодательством сроку, в течение которого компании обязаны хранить отчетность. «Возможно, в МВД хотят увеличить срок хранения отчетности, чтобы налоговики могли проверять давние сделки. Но вряд ли это будет эффективно. Если фирма не захочет сохранить отчетность, она элементарно может устроить пожар, и документы будут потеряны», — считает юрист.
В случае, если срок давности сделок, подлежащих налоговым проверкам, будет увеличен до десяти лет, правоохранительные органы получат право проверять деятельность компаний с начала 90-х.
Если учесть правовой беспредел в бизнесе тех лет, это означает, что привлечь к ответственности можно будет практически любую организацию. Но, к счастью, пока инициатива МВД находится только в стадии обсуждения. Как сообщил «Газете.Ru» сам Илья Кучеров, «пока речь идет о консультациях на уровне экспертного сообщества». Кто именно в него входит, представитель МВД не сообщил.
Есть надежда, что на этом уровне инициатива и застрянет. Поскольку, строго говоря, изменение налогового законодательства находится вне сферы этого министерства. После превращения в ходе административной реформы Министерства по налогам и сборам в Федеральную налоговую службу право законодательной инициативы в налоговой сфере принадлежит Минфину.
В Минфине же «Газете.Ru» заявили, что об отмене нормы трех финансовых лет не думают.
В Госдуме с инициативой отмены нормы трех финансовых лет тоже выступать не собираются, заверил «Газету.Ru» член думского комитета по бюджетам и налогам Андрей Буренин. «Я считаю, что нынешнее законодательство в этом вопросе досточно взвешенно и нужды что-то менять нет», — пояснил депутат.