В пятницу разрешилось противостояние между премьер-министром Михаилом Фрадковым и министром финансов Алексеем Кудриным по одному из ключевых вопросов экономической политики — снижению ставки налога на добавленную стоимость. Победил Кудрин — налог снижать не будут.
Премьер до последнего момента поддерживал вызревшую в аппарате правительства идею снизить налог до 13%. Тем самым он надеялся дать толчок развитию отечественной промышленности. Выпадающие доходы бюджета от столь существенного снижения НДС, которые, по разным оценкам, могли составить от 150 до 600 млрд рублей, предлагалось компенсировать из средств Стабилизационного фонда.
Министр же финансов, заручившись поддержкой Минэкономразвития и части бизнес-сообщества, выступал против снижения налога. Это повлечет выпадение столь значительной для бюджета части доходов, предупреждал Кудрин, что либо придется ужесточать налоговый контроль до степени репрессий, либо прощаться с идеей Стабфонда. А в условиях зависимости экономики от мировых цен на нефть не иметь подушки безопасности в виде Стабфонда опасно. Дискуссия между премьером и министром, перемежающаяся достаточно жесткими репликами со стороны Фрадкова, длится уже около месяца, и вот в пятницу, после окончания закрытого заседания бюджетной комиссии, Кудрин заявил, что решение в его пользу.
Алексей Кудрин утверждает, что НДС в ближайшие три года снижаться не будет. Налог останется на уровне 18%, а льготная ставка НДС — на уровне 10%. Министр высказал уверенность, что возвращения к обсуждению вопроса об НДС не будет до 2008 года.
Несмотря на заверения Кудрина, большинство аналитиков считают, что борьба по вопросу, как будет развиваться налоговое законодательство, отнюдь не закончена. Ведь война вокруг НДС — только проявление более глубоких противоречий, которые существуют в правительстве по вопросу будущего налоговой системы в целом. Единого видения ее нет. То, что вопрос по НДС решился в пользу Минфина, означает, что радикальных изменений бюджетно-налоговой системы в ближайшее время не предвидится. С одной стороны, это означает стабильность и преемственность, которые ценят инвесторы. С другой — что все противоречия в правительстве остаются неразрешенными и в дальнейшем будут только нарастать.
«Таким образом, закрепляется модель биполярного правительства, которое не может оперативно принять ни одного принципиального решения», — заявил «Газете.Ru» главный специалист отдела политического консультирования ЦКТ «PRопаганда» Виталий Седнев.
«Нужно принять решение по реформированию налоговой системы в комплексе на ближайшие три года. Правительству необходимо иметь представление о том, какую налоговую систему оно хочет получить к 2008 году. Пока оно этого не знает, — сказал «Газете.Ru» замдиректора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев. — А на фоне высказываний, звучащих из администрации президента, о том, что НДС вообще стоит отменить и вместо него возродить налог с продаж, будущее российской налоговой системы становится очень туманным».
Согласие есть только в том, что необходимо облегчать налоговое бремя. Как это делать — путем прямого снижения ставок, к чему склоняется премьер, или введением различных налоговых преференций и премий для тех отраслей, которые нужно развивать, с одновременным совершенствованием налогового администрирования, как предлагают министры экономического блока, — пока не решено.
Как считает член правления фонда «Открытая экономика» Константин Киселев, основная борьба разворачивается вокруг изменения структуры доходной части бюджета. Премьер хочет ослабить налоговое бремя на производителей, чтобы сделать из бюджета «инструмент развития». По мнению Киселева, даже с учетом сегодняшней победы Кудрина, которую многие аналитики считают не только промежуточной, но и спорной, поскольку комментарии пока идут только со стороны Минфина, Минфину придется менять суть бюджетного процесса.
Поскольку доходы бюджета резко возросли из-за высоких цен на нефть, вплотную встала проблема — что делать с деньгами. «Нельзя оставить госсектор на растерзание отраслевым лоббистам, получателям гигантских субсидий и так далее. Так что премьер Фрадков, уж если политизировать наш комментарий, на порядок либеральней, нежели Греф и Кудрин», — считает Константин Киселев.
Того же мнения придерживаются и в ТПП. Президент ТПП Евгений Примаков раскритиковал Минфин за то, что он излишне ориентирует налоговую систему на фискальные цели, забывая о том, что «налоговая система должна и может влиять темпы и качество экономического роста».
Меры по реформированию налоговой системы, предложенные Минфином, как считают в ТПП, закрепляет этот недостаток существующей налоговой модели.