По данным исследовательской компании AC&M-Consulting, в конце февраля сотовой связью в России пользовались 81,7 млн человек (56% населения). В Москве и Московской области уже второй месяц подряд число абонентов превышает число жителей, и этот разрыв стремительно увеличивается: 103% в январе и 107% в феврале.
За февраль «Вымпелком» и МТС подключили к своим московским сетям более 150 тыс. абонентов каждый, поэтому МТС сохраняет номинальное лидерство (всего 10 тыс. — 7,955 млн против 7,945 млн).
Но впервые «Мегафон-Москва», самый молодой оператор, за всю историю своей работы (с ноября 2001 года) подключил больше абонентов, чем старожилы рынка, — 190 тыс. человек.
Как и в прошлом году, «Вымпелком» остается лидером по приросту абонентской базы в регионах, и отставание от МТС продолжает сокращаться — всего 525 тыс. (0,6%, в феврале было 645 тыс.). Но аналитики сомневаются, что в этом году в России сменится лидер. «У «Вымпелкома» более сбалансированная политика в регионах, но МТС тоже планирует в этом году открывать много новых представительств», — говорит Оксана Панкратова, старший аналитик исследовательской компании iKS-Consulting.
Исследователи обращают внимание на то, что весьма вероятны перестановки среди операторов второго эшелона. «Несмотря на то что информация о результатах деятельности «Теле2» в России весьма ограничена, мы считаем важным поделиться с рынком нашими оценками по этой компании, которая, по нашим прогнозам, в скором времени будет обслуживать 1,5 млн пользователей в своих 12 региональных сетях, — говорит Антон Погребинский, аналитик AC&M-Consulting. — Таким образом, «Теле2» (сейчас занимает шестое место. — «Газета.Ru») можно считать серьезным игроком второго эшелона российских сотовых операторов».
$$$$$$«Несмотря на критику прессы и аналитиков, различия в официальной методике учета абонентов МТС и «Вымпелкома» сохраняются у нас шесть месяцев и по неактивности, и по отрицательному баланcу, после которых абонента вычеркивают (у «Вымпелкома» 12 и 6 соответственно. — «Газета.Ru»), — подчеркивает Павел Нефедов, руководитель пресс-службы МТС. — И это различие затрудняет прямое сравнение ежемесячной статистики, публикуемой операторами, поэтому мы предпочитаем ориентироваться на маркетинговые исследования, отражающие мнениe непосредственно абонентов».
Нефедов считает, что «Мегафон» одержал лидерство по подключениям в Москве благодаря низкому оттоку абонентов. «Но по проведенным маркетинговым исследованиям видно, что в феврале у этого оператора не было всплеска объемов продаж, потому что не было ярких акций. А говорить о лидерстве «Мегафона», учитывая, что у МТС и «Вымпелкома» в Москве по 8 млн, было бы спекуляцией», — уверен он.
«В Москве проникновение уже больше 100%, поэтому не стоит говорить о борьбе за нового абонента, скорее речь идет о сохранении лояльности собственных абонентов, — соглашается Юлия Остроухова, пресс-секретарь «Вымпелкома». — Но по общему приросту, особенно в регионах, где борьба продолжается, мы остаемся лидерами».
Роман Проколов, советник генерального директора «Мегафон-Москва», утверждает, что в феврале не столько победил «Мегафон», сколько проиграли его конкуренты. «Многие исследования показывают, что «Мегафон» не уступает основным конкурентам по качеству услуг и уровню сервисa, на который абоненты все больше обращают внимание, — говорит господин Проколов. — В Москве обозначилась четкая тенденция по переходу абонентов от одного оператора к другому. Среди наших новых абонентов более 90% пришли от других операторов».
«Как у любой молодой компании, у «Мегафона» отток значительно меньше, чем у остальных игроков рынка. К тому же у компании стал меняться имидж, это уже не просто оператор для студентов с дешевыми тарифами и плохим качеством, — говорит Оксана Панкратова, аналитик исследовательской компании iKS-Consulting. – Мне кажется, что его доля в Москве будет расти».
По прогнозом AC&M-Consulting, если темпы роста сохранятся, к концу 2005 года в России будет 119 млн абонентов и у четырех из пяти человек будет по мобильному телефону.