В субботу было объявлено, что президент непризнанной Приднестровской Молдавской Республики Игорь Смирнов подписал указ о выходе Приднестровья из АО «Молдова-газ». Этот шаг господин Смирнов объяснял «гарантированием экономической безопасности Приднестровского государства и стабильного обеспечения потребителей природным газом».
После выхода из АО тираспольские власти планируют передать имущество, ранее служившее вкладом в акционерный капитал АО «Молдова-газ», в создание нового СП с российским «Газпромом».
Своего газа в Молдавии нет. Оптовыми и розничными поставками российского голубого топлива с 1999 года занимается российско-молдавское предприятие АО «Молдова-газ». 50% плюс одна акция в нем принадлежат «Газпрому», 35,33% — властям Молдовы, 13,44% — комитету по управлению имуществом Приднестровья.
По примеру России власти Приднестровья пытаются централизовать государственные энергоресурсы в едином холдинге. Планируется, что он объединит в своей структуре Молдавскую и Дубоссарскую ГРЭС, государственные и муниципальные теплосети, электросети, инвестиционные банки и газовые компании, включая сотрудничающие с «Газпромом».
«Приднестровье хочет позиционировать себя как независимое государство и получать газ напрямую от «Газпрома», как это происходит в большинстве стран СНГ», — поясняет аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев.
В «Газпроме» считают, что власти непризнанной республики поспешили с объявлением о создании СП. «Сейчас самый актуальный вопрос в наших отношениях с Приднестровьем — это не создание новых предприятий, а погашение сложившейся задолженности за российский газ, которая в настоящее время вместе с пени приближается к $1 млрд», — говорит сотрудник концерна.
«Молдова-газ» практически с момента своего создания превратился в хронического должника «Газпрома». Сейчас общий долг компании, на которой висит и историческая задолженность республики Молдова, накопившаяся с 1994 года, составляет около $1,5 млрд. Треть этой суммы приходится на Молдову, две трети — на Приднестровье. Власти Молдовы принимали меры для урегулирования задолженности: в 2004 году они провели переговоры о реструктуризации долга в $120 млн за 2002 и 2003 годы, пытались улучшить ситуацию с текущими платежами. В 2004 году республика оплачивала более 90% стоимости поступавшего газа.
А вот власти Приднестровья повели себя иначе. Они оплатили лишь половину потребленного в 2004 году газа. При этом, взяв курс на размежевание с Кишиневом, они отказались выплачивать историческую часть долга перед Россией, надеясь, что его погасит Молдова, а та отказалась это делать.
«Тут явно сыграл свою роль политический фактор. Власти Молдовы подумали, что если Тирасполь хочет бороться за независимость, то и долги он должен выплачивать самостоятельно», — полагает аналитик ИК «Финам» Мария Радина. Она полагает, что выходить из «Молдова-газа» Приднестровью понадобилось затем, чтобы облегчить себе успех на переговорах по урегулированию задолженности перед «Газпромом» и снизить сумму выплат.
Аналитики подчеркивают, что на переговорах «Газпрома» с Приднестровьем политические соображения могут возобладать над экономическими.
«Уверен, что долги не будут выставляться на первое место. России выгодна независимость Приднестровья и пророссийская ориентация его руководства. Ради этого на долги закроют глаза», — считает Дмитрий Мангилев. «Очевидно, что ни Приднестровье, ни Молдавия выплатить свой долг не в состоянии, так что скорее всего после долгих переговоров он будет существенно сокращен», — предполагает Андрей Громадин из ИК «Русские инвесторы».
А зампредправления «Газпрома» Александр Рязанов косвенно подтвердил правоту этого предположения, признав, что «Газпром» может пойти на подписание с тираспольской администрацией соглашения о реструктуризации долгов. «Их погашение можно растянуть на 20 и даже 30 лет, но с обязательным условием — стопроцентными текущими платежами», — подчеркнул он.
Впрочем, вполне вероятной выглядит и схема, по которой часть акций создаваемого СП перейдет «Газпрому» в счет погашения задолженности Тирасполя.
Планируется, что СП газовых компаний Приднестровья и «Газпрома» заключит прямые договора по поставкам газа из России, а также по транзиту газа через территорию региона. При этом поставкам России по пересекающему территорию Приднестровья и Молдовы магистральному трубопроводу на Балканы ничего не угрожает. «Поскольку зависимость Молдовы от российского газа остается, то Кишинев вряд ли осмелится перекрыть экспортную трубу», — полагает Дмитрий Мангилев.