В Новопушкинском сквере Москвы прошел первый пикет жителей Благовещенска. Как рассказывала «Газета.Ru», в пятницу сотрудники префектуры ЦАО столицы запретили организаторам акции протеста против произвола башкирской милиции устанавливать палатки, писать на плакатах слово «голодовка», использовать оранжевый цвет и потребовали, чтобы тексты всех лозунгов были согласованы, иначе пикет просто запретят. Участники акции, согласившись на все условия, пришли на Пушкинскую площадь, к скамейкам близ фонтана, в понедельник в 10.00. Всего пикетчиков было пятеро, и все они с минувшей недели голодают. Протестующие сели на лавочки в спальных мешках, подложив под себя резиновые коврики. В руки участники акции протеста взяли плакаты, в том числе: «Руки прочь от журналистов и правозащитников», «Требуем немедленно признать жителей Благовещенска пострадавшими», «Сколько можно издеваться над гражданами России, живущими в Республике Башкортостан?» и др.
Чтобы пикетчики не нарушили правил проведения акции, за ними следили чиновники и милиционеры.
Нарушений они заметили сразу два на темно-желтом матерчатом транспаранте с надписью «Избитый город объявляет голодовку». Во-первых, написано про голодовку, а во-вторых, желтый цвет, по мнению сотрудников префектуры, — это оранжевый. Пикетчики спорить не стали и послушно положили транспарант на лавочку. Потом подошли журналисты, и представители голодающих начали давать им интервью.
Как выяснилось, круг запретов префектуры оказался даже шире, чем предполагалось. «В пятницу мы начали голодовку, а сейчас вышли на пикет», — рассказывал корреспондентам член общественной комиссии по расследованию событий в Благовещенске, журналист «Новой газеты» Марат Хайруллин.
После этих слов к нему подскочил тип в форме, который рявкнул: «Еще раз скажешь слово «голодовка», мы свернем пикет!» Голодный журналист обещал больше не употреблять запрещенного слова из девяти букв.
Без страшного слова и страшного цвета пикетчики продержались на морозе около полутора часов вместо разрешенных двух. К ним то и дело подходили сочувствующие. Какая-то бабушка принесла блинов и чая. «Мы же не можем есть», — ответили ей пикетчики, и блины достались журналистам. А пикет вскоре закончился.
Во вторник жители Благовещенска снова придут в Новопушкинский сквер. Акцию они собираются продолжать до тех пор, пока их требования не будут выполнены.
Участники акции протеста требуют «проведения Генпрокуратурой расследования фактов нарушения прав граждан в ходе событий 10–14 декабря 2004 года», отставки министра внутренних дел Башкирии, отдавшего приказ о направлении в Благовещенск сил ОМОНа, его заместителя, непосредственно руководившего действиями милиционеров, а также и. о. прокурора Башкирии. Кроме того, они хотят «остановить преследования журналистов и правозащитников, выступивших с сообщениями о нарушении прав граждан, и обратить внимание властей и общества на нарушение конституционных прав и свобод человека в Башкортостане».
«Власти ведут себя по-хамски, но мы пошли на их условия, потому что иначе нам вообще запретят проводить пикеты. И тогда нам придется судиться, а не пикетировать, — прокомментировали действия префектуры и милиции участники акции протеста. – Лучше уж мы выйдем, а потом обо всем, о чем молчим, расскажем журналистам. Подписку о неразглашении мы никому не давали».
Сейчас объявившие голодовку находятся в общественной приемной, предоставленной им «Яблоком». Чувствуют они себя нормально. Со среды, как предполагается, за их состоянием будут наблюдать врачи.
Вскоре в Москву прибудет вторая партия голодающих: из Благовещенска готовы выехать несколько человек, которые сменят нынешних участников акции.
«Нам звонят из многих башкирских городов, предлагают прислать своих представителей, — сообщил «Газете.Ru» Марат Хайруллин. — Кроме того, нас поддерживают не только в Башкирии: во вторник акция солидарности с жителями Благовещенска пройдет в Воронеже, и даже на Украине — в Киеве и Харькове. 24 февраля митинги состоятся на Кубани, в Нижнем Новгороде и Владимире. Нам это безумно приятно».
Пока пострадавшие проводили пикет в Москве, в Благовещенск прилетел замминистра внутренних дел России, начальник Департамента общественной безопасности Сергей Щадрин.
Он направился в Уфу по распоряжению главы МВД России Рашида Нургалиева, попросившего своего заместителя лично проконтролировать ситуацию в республике. Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе МВД Башкирии, прилетев в Уфу, Сергей Щадрин уже встретился с руководством министерства, а затем вместе с главой башкирской милиции Рафаилем Диваевым отправился в Благовещенск.
В понедельник в городе должна открыться Общественная приемная МВД Башкирии, куда смогут обращаться граждане, столкнувшиеся с нарушением своих прав во время профилактического рейда, устроенного милицией в Благовещенске с 10 по 14 декабря 2005 года. Прием граждан, пострадавших от милиционеров, будет вести лично Сергей Щадрин.
Во время своего пребывания в Башкирии Щадрин также обязан дополнительно изучить обстоятельства спецоперации, проведенной милицией. Для этого замминистра встретится с теми, кто принимал участие в рейдах, и с пострадавшими. Время, отведенное заместителю министра на общение с жителями города, по словам милиционеров, «никак не ограничено».
В то же время, как отмечает руководитель Башкирского отделения движения «За права человека» Ильдар Исангулов, недоверие к милиции у граждан по-прежнему велико.
Исангулов сказал, что правозащитникам придется буквально уговаривать людей прийти на прием к замминистра внутренних дел.
В прошлый раз встреча с Сергеем Щадриным не удовлетворила протестующих. 15 февраля 2005 года он встречался с инициативной группой жителей Благовещенска, приехавших в Москву для организации пикетов у зданий МВД России и Генпрокуратуры России.
Тем временем расследование по делу продолжается.
В понедельник стало известно, что прокуратура Башкирии предъявила обвинение шестому сотруднику милиции Благовещенского ГРОВД.
Участковому села Удельно-Дуваней Вилю Хаматдинову инкриминируется ч. 3 ст. 286 (превышение должностных полномочий с применением насилия). Ранее обвинения были предъявлены начальнику Благовещенского РОВД Ильдару Рамазанову, замначальника городского угрозыска Олегу Шапееву, участковым уполномоченным Альберту Султанову и Василию Жукову, а также оперуполномоченному угрозыска Айдару Гильванову. В розыск объявлен командир отряда ОМОН Олег Соколов.