Зачитывать различные дополнительные, как было объявлено, материалы дела сторона обвинения начала еще вчера. В основном в документах речь шла о компании СП РТТ, которая представляла услуги по бухгалтерскому обслуживанию различным компаниям: оглашались устав СП РТТ, приказы о назначениях в компании и прочие бумаги. Также часть документов касалась эпизода о хищении «путем мошенничества федеральных бюджетных средств, выделенных для Волгоградской области под федеральную программу строительства жилья для военнослужащих, уволенных в запас, а также для строительства моста через Волгу и водопровода в городе Михайловка». По версии следствия, для этого якобы были учреждены подставные фирмы ТОО «Эмитент» и ТОО «Аваль», открывшие счета в банке МЕНАТЕП.
Но, как оказалось, это было далеко не все — в четверг оба государственных обвинителя ходатайствовали об оглашении материалов из порядка восьмидесяти томов.
Обвинители утверждали, что эти документы «ранее не оглашались», а они в обосновании своей позиции намерены на них ссылаться, потому материалы и необходимо представить суду. Правда, в своей правоте они были не уверены. «Если документ уже оглашался, то прошу меня извинить», — вежливо пояснял второй гособвинитель Александр Архипов, если не был уверен, что ранее тот или иной документ еще не был озвучен.
Прокурор Дмитрий Шохин всем своим видом выражал, что не его дело отслеживать, какие материалы уже были оглашены, а какие нет. «Мы не могли ознакомиться с протоколом, и точно не знаем, что исследовалось. Но в наших записях этих документов нет, потому исходим из того, что ранее эти материалы не оглашались», — уверенно сообщил гособвинитель. То, что записи сторона обвинения ведет плохо, стало известно, когда они в среду ходатайствовали о предыдущем блоке «ранее не оглашенных» документов. Адвокаты нашли много повторов, хотя суд отклонил только несколько материалов.
Сегодня государственные обвинители попытались не только повторно огласить часть материалов, но и нарушить Процессуальный кодекс.
В заявленном списке документов из дел всех трех подсудимых оказались протоколы допросов и старшего помощника Михаила Ходорковского, и крупнейшего частного акционера Group MENATEP Владимира Моисеева, и члена совета директоров НК ЮКОС Юрия Голубева.
«Протоколы допроса свидетеля оглашаются в особом порядке, а то, что предлагает прокурор, — призыв к беззаконию», — выступил против оглашения этих материалов адвокат Генрих Падва. «Для оглашения протокола допроса свидетеля требуется особая процедура и основания. Например, когда свидетель не может явиться в суд или отказывается давать показания в суде», — рассказал адвокат Владимир Краснов корреспонденту «Газеты.Ru».
Кроме формальных претензий к стороне обвинения защита недоумевала, почему сейчас стало необходимо оглашать столь большое количество материалов. «Оглашение этих документов займет несколько дней и тем самым очень удлинит процесс, поэтому мы возражаем», — также выступил против удовлетворения ходатайства Генрих Падва.
А адвокат Константин Ривкин не преминул напомнить, что еще несколько месяцев назад прокурор заявил, что представил достаточное количество документов, полностью доказывающих вину подсудимых.
Теперь же гособвинителю понадобилось зачитывать материалы из порядка восьмидесяти томов, причем некоторые из них будут оглашаться почти полностью. «В чем же цель оглашения такого обширного числа документов?» — поинтересовался он.
Несмотря на аргументы адвокатов, суд счел, что торопиться некуда и разрешил прокурору оглашать все, кроме протоколов допросов свидетелей. «Прокурору зачем-то нужно время. Это может быть связано с чем угодно. При такой спешке, которая была последние недели, это странно, что он будет зачитывать столько документов», — прокомментировал Владимир Краснов «Газете.Ru».
Следующее заседание по объединенному уголовному делу бывшего главы НК ЮКОС Михаила Ходорковского, экс-руководителя МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева и бывшего генерального директора АОЗТ «Волна» Андрея Крайнова состоится в Мещанском суде 18 февраля.