Удивительно удачно совпал выход индийского – во всяком случае, по форме – фильма на российские экраны с интригой с покупкой кусочка ЮКОСа индийской же компанией. Глуповатое хихиканье несознательных зрителей в моменты болливудского песенного экстаза звучит в этой связи особенно жалко, не говоря уж о том, что остаться равнодушным к жаркому веселью этого кино может оставаться только человек, у которого вместо сердца — грудная жаба.
Впрочем, фильм «Невеста и предубеждения» («Bride and Prejudice») по праву рождения дает почву для… ну да, предубеждений, как и любая попытка сделать экспортный вариант мощной и устоявшейся традиции. С другой же стороны, что может быть естественнее, чем вольная экранизация Джейн Остин британской индианкой, совместившей на одном поле романтические традиции бывших колонизаторов и бывших порабощенных, главную красавицу Индии — носящую титул Мисс мира Айшварию Рай — и ориентальную моду бэкпэкеров, все с большим усердием ищущих просветления на вечеринках в Гоа.
Итак, в обветшалом, но все еще красивом особняке в Амритсаре томятся целых четыре девицы. Старшим пора замуж, но жених – материя тонкая и так сразу и не сыщешь. Внезапно их появляется сразу два: на свадьбу приятеля приезжает богатый британский индиец с еще более богатым американским другом по имени Дарси. Американский друг от Индии дуреет – периодически пропадающий свет в лучшем отеле города, манера выдавать детей замуж по сговору родителей молодых и прочие приметы дикости шокируют гостя, что он не очень скрывает. Главная героиня Лалита, девушка гордая и образованная, указывает неоколониалисту на место, благо, хоть и небольшие, но деньги у ее семьи есть, и рубиться насмерть за грин кард ей не нужно. Большой компанией сестры и гости едут в Гоа, где на пути Лалиты появится некий симпатичный босоногий бродяга дхармы. Сердце девушки часто бьется – бродяга очень милый, Дарси, в сущности, тоже, несмотря на неприличное богатство и снобские замашки.
Дальнейшие события, включающие поездку в Лондон и Лос-Анджелес, умыкание похотливым варваром несовершеннолетней сестры, слезы, поучительные беседы и звонкие песни докажут, что разница между культурами не непреодолима, настоящая любовь существует, а здоровым и богатым быть лучше, чем бедным и больным.
Гуриндер Чадха, снявшая до того нашумевшую комедию «Играй, как Бэкхем», придумала довольно занятный и лукавый поворот болливудской истории. С невинным видом она объяснила надменному Западу, что индийское кино – это не странная и загадочная сущность, а самый обыкновенный и привычный мюзикл. Это, разумеется, не так. Но Чадха недрогнувшей рукой смешала ослепительные краски, песни и танцы всей деревней и романтические музыкальные номера в духе «Зиты и Гиты» с хорошо поставленными роскошными номерами словно из «Мулен Руж», спетыми на безупречном английском не чуждой фитнеса героиней.
Получилась занятная камасутра жанров, и в самом деле не далеких друг от друга, охотно сливающихся в страстном экстазе. Выглядит зажигательно и вполне органично – во всяком случае, саундтрэк хочется купить немедленно.
Надо заметить, что здесь госпожа Чадха не то чтобы первооткрыватель. В самом Болливуде так же происходит некая модернизация кино, не переходящая, впрочем, в вестернизацию. Современные фильмы вроде «Всегда рядом с тобой» аккуратно намекают на осведомленность индийцев о моде в кино, которую они с необычайным изяществом используют как повод для жесточайшего стеба над Голливудом.
«Невеста и предубеждения» по сравнению с оригиналами выглядит несколько анемично. Впрочем, и того веселья и радости, что содержится в этом фильме, совершенно достаточно для наших хмурых широт. А потом – кто-то же должен создавать заново моду на Болливуд, чтобы дети тех, кто вырос на шедеврах вроде «Месть и закон» и «Слоны — мои друзья», также могли приобщиться к этому удовольствию.
Начать приобщаться можно с 17 февраля во всех кинотеатрах Москвы.