Отечественная фантастика сегодня больше всего напоминает небогатое семейство в хлопотах. Много лет фантасты, как и представители других жанров, привычно сетовали на падение тиражей, отсутствие новых ярких имен, издательскую политику и падение общего уровня текстов. Но к жизни как-то приспособились: на всю страну, как Стругацкие когда-то, не славились, но свою аудиторию имели; тиражами не блистали, но на жизнь хватало; молодая шпана не угрожала стереть с лица земли, а проверенные звезды работали стабильно и поддерживали жанр в живом состоянии.
Бедненько, но чистенько.
Но вот стабильности пришел конец. Все навалилось как-то вдруг, и перемены стучат в дверь все настойчивее. Вот-вот начнется нездоровая суета — на прошедшей с 10 по 13 февраля ежегодной конференции «Роскон» это было очень заметно.
Фантастике, так сказать, был брошен вызов. Российские кинематографисты заинтересовались накопленным за тихие годы наследством, сверхприбыльный по местным меркам «Ночной дозор» был снят по книге Сергея Лукьяненко (кстати, первый публичный показ ленты состоялся год назад именно на «Росконе»), а самый масштабный российский кинопроект этого года, «Волкодав», будет экранизацией романа одноименного бестселлера Марии Семеновой.
Появился настоящий спрос и большие продюсерские деньги, и теперь у фантастов есть две альтернативы: либо ответить на этот вызов, либо обмануть ожидания и уже гарантированно впасть в ничтожество.
Провокаторам-киношникам на конференции отдали должное. В официальной программе тоже, хотя обещанный показ рабочей версии второго фильма «Ночной дозор. Мел Судьбы» сорвался. Но эту неприятность в какой-то степени компенсировала неофициальная часть. Во всех бедных семьях секреты держатся, как вода в решете, и ничего утаить невозможно в принципе – все всё про всех знают. Подробностей, чем завершится «война добра со злом», раскрывать не будем, но заметим, что разрушение Москвы продолжится в объемах, близких к апокалиптическим.
Поклонники Риммы Марковой тоже могут быть довольны – в загаженную квартирку ведьмы без лицензии мы еще вернемся.
Корреспонденту «Парка культуры» стали известны и некоторые подробности работы над российско-американской версией «Ночного дозора». Опасения, что распиаренный проект обернется малобюджетной поделкой в десяти копиях с лейблом «рашен трэш-экзотик» пока не подтверждаются.
Проект будет весьма затратным и по западным меркам: «XX век Фокс» планирует выделить на него от 80 до 100 миллионов.
Правда, это означает, что про российских актеров в главных ролях можно забыть – без участия западных звезд деньги просто не отобьются. Зато российской стороне удалось продавить Тимура Бекмамбетова в качестве режиссера и участие Сергея Лукьяненко в написании сценария. Последнее, впрочем, уже имеет вполне официальное подтверждение: он подписал договор со студией «XX век – Фокс» 5 февраля, как раз перед «Росконом».
Мудрено ли, что объявление победителя в номинации «Фантаст года» предварялось фразой: «Как вы все давно поняли…»? Интриги в этой номинации не было, более того, вручавший приз главный редактор издательства ЭКСМО заявил, что не удивится, если и в следующем году самым рейтинговым и успешным автором-фантастом останется Сергей Лукьяненко.
Гораздо любопытнее итоги голосования в основных номинациях «Роскона», где определяются лучший роман года, лучшая повесть/рассказ и лучшая критическая статья.
Главной книгой 2004 года был признан «Ночной смотрящий» Олега Дивова.
Решение весьма символическое: ведь, как уже говорилось, небогатое семейство и хочет назревающих перемен, и изрядно опасается их. Итог выглядит компромиссом между фрондерами и консерваторами – вроде как премию получил автор заслуженный, но за роман, по скромным меркам нашей фантастики, хулиганский.