Проект «Сахалин-2», подразумевающий строительство трубопровода стоимостью более $10 млрд, реализуется консорциумом Sakhalin Energy Investment Company Ltd. во главе с крупнейшим акционером британо-голландским гигантом Shell. Первый этап проекта, в рамках которого началась сезонная добыча нефти на производственно-добывающем комплексе «Витязь», был запущен в 1999 году.
Реализацию второго этапа, подразумевающего строительство морских трубопроводов на Пультун-Астохском месторождении, Sakhalin Energy решила отложить на 2005–2006 годы.
Отсрочка была вызвана требованиями экологов провести дополнительные исследования о воздействии работ на охотско-корейскую популяцию серых китов.
Летом 2004 года Sakhalin Energy сама поручила Всемирному союзу охраны природы исследовать эту проблему, и в среду экологи должны выдать свое официальное заключение.
Однако британское издание Observer со ссылкой на источники в союзе охраны природы сообщило, что в отчете будет отражена озабоченность экологов трассой будущего газопровода.
Sakhalin Energy – оператор проекта «Сахалин-2» — была учреждена в 1994 году для разработки Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на шельфе острова Сахалин в Охотском море. Акционеры — Shell Sakhalin Holdings с долей 55%, Mitsui Sakhalin Holdings (25%) и Diamond Gas Sakhalin — компания Mitsubishi (20%).
«Сахалин-2» — самый масштабный в России проект с привлечением прямых иностранных инвестиций: требуется около $10 млрд. На первом этапе проекта с июля 1999 года ведется добыча нефти с производственно-добывающего комплекса «Витязь». Второй этап проекта включает сооружение первого в России завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) с ежегодным объемом производства в 9,6 млн тонн.Серые киты охотско-корейской популяции, находящейся под угрозой исчезновения, мигрируют в морские акватории Сахалинской области и в течение нескольких месяцев кормятся в районе залива Пильтун на севере Сахалина. Кормовая площадка в этом регионе — единственное достоверно известное место нагула серых китов. Популяция животных насчитывает около ста особей.Соглашение о разделе продукции по «Сахалину-2» реализуется с 1994 года для освоения Пильтун-Астохского и Лунского месторождений с запасами 150 млн т нефти и 500 млрд куб. м газа. Оператор проекта – компания Sakhalin Energy, где доли распределены между Royal Dutch Shell (55%), Mitsui (25%) и Mitsubishi (20%). По условиям СРП инвестор освобождается от уплаты налогов за исключением налога на прибыль и роялти (6% от добываемого сырья), а инвестор делится с государством частью своей продукции. До того как проект выходит на полные объемы производства, все затраты инвестора оплачивает государство. Когда проект станет прибыльным, государство будет получать до 70% добываемых нефти и газа, а также роялти.
Сотрудничество с кредитными организациями и в первую очередь с Европейским банком реконструкции и развития для Sakhalin Energy крайне важно. И дело здесь даже не в получении финансовых средств. «Shell и ее партнеры – крупные компании, у которых не должно быть острых проблем с финансирование проекта, — полагает Татьяна Серых. – Гораздо больше консорциум нуждается в получении гарантий от политических рисков». Таким гарантом прежде всего мог выступить ЕБРР, однако именно этот банк неоднократно выказывал свое неудовольствие тем, что компания до сих пор не предоставила всю необходимую экологическую информацию о проекте.
«Частные банки с опаской относятся к таким ситуациям и при негативном решении ЕБРР вряд ли решатся ввязываться в проект», — считает эксперт.
Каковы сейчас политические риски, ясно из сравнения ситуации 1994 года, когда российские чиновники, почуяв иностранные инвестиции, с радостью подписали соглашение по «Сахалину-2», и сегодняшней, когда пристальное внимание проекту уделяет Счетная палата — в ее отчете за 2003–2004 год говорится, что соглашение на условиях раздела продукции заключено с нарушением закона, без конкурсов и аукционов. Sakhalin Energy, по мнению Счетной палаты, умышленно завышала затраты по проекту, привлекая слишком дорогих поставщиков, ведь по условиям СРП все затраты инвестору до начала окупаемости проекта будет оплачивать государство. По мнению аудиторов, ущерб государству от СРП составил $2,5 млрд.