В 2004 году американский, а вместе с ним и мировой шоу-бизнес не написал ни одной яркой песни, не говоря об альбомах оригинального материала. Самое яркое событие ушедшего года – смерть Рэя Чарльза, скрестившего религиозную музыку с танцевальной и вообще самого-самого. Удивительное совпадение, но к смерти своего героя Америка отлично подготовилась. Перед смертью Рэй выпустил альбом дуэтов, тут же после смерти вышла героическая кинобиография, номинированная на шесть «Оскаров». И именно альбом дуэтов «Genius Loves Company» стал главным лидером Grammy, получив все основные награды, а заодно и все технические.
Запись года – «Here we go again» с позапрошлогодним супероткрытием Норой Джонс, 25-летней побочной дочерью Рави Шанкара. Этой песне повезло с лирическими героями: Нора изображает без всякого напряжения благоговейную школьницу, Рэй Чарльз – простой, доступный и с необъятным чувством юмора.
Альбом года — «Genius Loves Company», совместная работа Рэя Чарльза с Элтоном Джоном, Норой Джонс, Уилли Нельсоном, Би Би Кингом и другими.
«Скольких людей он заставил улыбнуться?» — глотая слезы, Нора Джонс получила награду за покойника.
За себя она получила «лучшую женскую запись» – песню «Sunrise» со своего нового альбома «Feels Like Home».
Кроме того, «Genius Likes Company» сочли лучшим в категории «Лучшая совместная работа в стиле поп с вокалом», потому что, разумеется, как и записано в определении этой категории, такие артисты обычно вместе не поют, а также «Лучший поп-вокальный альбом».
Далее по списку: лучший госпел — Рэй Чарльз и Глэдис Найт, песенка «Heaven Help Us All», лучшая инструментальная аранжировка для аккомпанемента вокалу — «Over the Rainbow», Рэй Чарльз и Джонни Матис, а также инженерная награда, лучший альбом с 3D-звуком Surround sound. Одним словом, академики недвусмысленно дают понять: если вы еще не купили этот потрясающий, гениальный, роскошный альбом, кроме вас никто не виноват.
В остальных 98 категориях (всего в этом году Grammy вручалась в 106 номинациях) тоже происходило нечто интересное.
Например, Бритни Спирс получила наконец свою награду. Песня «Toxic», эротический триллер от достигшей наконец «возраста согласия» певицы, удостоена премии как лучшая танцевальная запись.
В категории «Pок» в этом году была на редкость напряженная борьба, и хотя аутсайдеры были известны заранее, предугадать победителей было нелегко. Бьорк с альбомом «Medulla» пролетела, что и требовалось доказать. В конце концов, Grammy вручает Академия звукозаписи, которая оценивает музыку в качестве товара и предпочитает артистов, ориентирующихся на публику и вообще ее уважающих, а не выпускающих полностью вокальных альбомов.
Лучшая запись в стиле рок — «Code Of Silence» Брюса Спрингстина. Запись лучшей группы – «Vertigo» от U2. Лучшая запись в стиле хэви-метал – «Whiplash» от живчиков Motörhead. Лучшую рок-песню написал Боно, это снова «Vertigo» от U2. Лучший альбом – «American Idiot» группы Green Day. Старые добрые панки начала девяностых всплыли в прошлом году с неожиданно сильным и очень политическим альбомом. Это был, разумеется, совершенно антипанковский и проистеблишментовский ход, гораздо большим панком было бы выступить за Буша, чем против него, зато академики оценили.
Дальше — мелкая политика. Джанет Джексон в прошлом году выпустила альбом и «случайно» показала многотысячной толпе грудь, снабженную каким-то ужасным БДСМ-дивайсом. Ее номинировали в нескольких категориях и со свистом прокатили. Все женские награды в номинации R&B, включая лучший альбом, получила Алисия Кис, мужские – Принц.
Dixie Chicks, активно скандалившие в прошлом году против Буша и даже снявшиеся в знак протеста против войны в Ираке голыми на обложке журнала Entertainment Weekly, получили награду за лучшую запись кантри при помощи группы с вокалом – «Top Of The World».
Отдельно хочется отметить награжденного за аудиоверсию своей книги «My Life» Билла Клинтона – он получил награду в категории «Spoken Word», а еще злого гения современной музыки, ужасного Говарда Шора, который получил очередную Grammy за саундтрек к третьей части «Властелина колец».
А нашей стране снова и снова приходится гордиться Михаилом Плетневым. Hаш самый экспортный пианист получил Grammy в номинации «Лучшее исполнение камерной музыки». Плетнев с пианисткой Мартой Аргерих записали «Золушку» Прокофьева в аранжировке самого Плетнева. Тут выбор академиков можно только приветствовать.
Полный список награжденной наградой Американской академии звукозаписи находится на сайте Grammy.