Возможно, анекдоты про девочку пяти лет рассказываются потому, что анекдоты про девочку десяти лет звучали бы уже совсем жутко. Такой уж это возраст: женщина-ребенок, ангел-демон, в руках которого одинаково уместны кукла и большой кухонный нож для разделки мяса. Поэтому триллер, в котором с такой девочкой происходит всякая чертовщина, заранее выглядит привлекательно.
В случае с фильмом «Игра в прятки» (Hide and Seek) любопытства добавляет то, что непростую девочку играет Дакота Фэннинг, десятилетняя актриса с фильмографией почти в два десятка картин, первую профессиональную премию получившая в том возрасте, когда еще не могла дотянуться до микрофона, чтобы произнести благодарственную речь. Тогда ее пришлось держать на руках Орландо Блуму. Предыдущей ее ролью была заложница из «Гнева». Следующей ее картиной станет «Война миров» Спилберга.
Все это к тому, что идея пойти в кино, чтобы посмотреть на актерскую работу десятилетней девочки, не так уж абсурдна.
В качестве страховки – Роберт Де Ниро и Фамке Янссен, которые, впрочем, стараются поменьше путаться у Дакоты под ногами, поскольку в конкуренции с ней у них шансов нет.
Сама же история чуть-чуть напоминает все фильмы о полоумных детях. Как-то ночью папа девочки Эллис неожиданно проснулся, пошел в ванную комнату и обнаружил, что его жена располосовала себе руки бритвой и красиво умерла в джакузи. На девочку эта история произвела самое неблагоприятное впечатление, что, в общем, понятно. Папа – психолог по профессии – принимает решение уехать из города и поселиться в глухомани, надеясь, что природа исцелит раны ребенка. У психиатра девочки Фамке Янссен другое мнение, но ее никто не слушает.
Приехав на место, сократившаяся семья обнаруживает странных соседей, странного шерифа и прочих типических персонажей глубинки. Но главное приобретение — это новый друг Эллис Чарли. Невидимый друг довольно злобного нрава. Психологи предполагают, что Чарли – это проявление психической травмы девочки, что бывает довольно часто. Однако чарлины проказы становятся день ото дня все более жестокими: первой жертвой становится кукла, второй – утопленный в ванной кот.
Ясно, что готовится человеческое жертвоприношение, а подозрения, что Чарли не такой уж воображаемый, крепнут с каждой минутой.
Роберт Де Ниро, играющий отца Эллис, остается тем же, чем был все последние фильмы, – остекленевшим коматозником. Правда, в случае «Игры в прятки» это вполне оправдано: растерянность и упрямое непонимание ситуации выглядят в исполнении Де Ниро органично.
Тем временем Дакота Фэннинг наслаждается бенефисом. Сцена, где она, накрасившись, сделав высокую прическу и переодевшись в мамино платье, выходит к ужину, великолепна. Великолепен и ее монолог за ужином, обращенный к новой знакомой отца: «Папа сказал вам, что моя мама умерла? Она покончила с собой в нашей ванной. Перерезала вены бритвой». И все это – дружелюбно глядя на переносицу сопернице.
Надо заметить, что при всей сценарно-режиссерской незамысловатости картины финал вышел неожиданный, а жуть и в самом деле плотно заполняет кинозал. Это довольно интересное ощущение – чувствовать страх, понимая, что должен чувствовать скуку. Режиссер Джон Полсон вообще мастак на такие вещи: его предыдущий триллер «Фанатка» тоже был жутким, но еще более банальным и неприхотливым.
Может быть, там просто не было Дакоты Фэннинг.
Узнать, кем на самом деле был Чарли и что на самом деле случилось с мамой, можно во всех кинотеатрах Москвы.