На заседании совета директоров Магнитогоского меткомбината, прошедшем в пятницу, Виктор Рашников предложил включить в повестку дня годового общего собрания акционеров вопрос о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа, функции которого в компании закреплены за генеральным директором. Собрание акционеров намечено на 22 апреля.
На пост генерального директора Виктор Рашников был назначен решением собрания акционеров в 2002 году. По уставу ОАО полномочия гендиректора ограничены пятью годами. Таким образом, управление компанией господин Рашников мог бы осуществлять до 2007 года.
От годового собрания акционеров в апреле ожидали ухода из совета директоров представителей государства и «Стальной группы «Мечел» — в декабре группа инвесторов, представлявшая интересы менеджмента ММК, то есть в том числе Рашникова, выкупила госпакет акций компании, а также пакет «Магнитки», принадлежавший «Мечелу».
Отставки Виктора Рашникова после того, как ему удалось консолидировать более 90% акций комбината, на рынке не ждал никто.
Объясняя мотивы своего решения, сам господин Рашников высказался в том смысле, что занимает должность генерального директора уже 8 лет и с основными своими задачами, как-то: производственные показатели, социальные и инвестиционные программы, а также наведение порядка в «вопросах собственности», — уже справился.
Теперь Рашников, по его собственным словам,
«оставаясь в совете директоров, хотел бы возглавить стратегическое направление». И это же самое направление было предложено в качестве смены сферы деятельности первому заму генерального директора Андрею Морозову.
Вместе они собираются заняться насущными для «Магнитки» «внешними стратегическими вопросами», такими как: обеспечение сырьем, производство продукции более глубокой переработки и поиск рынков сбыта.
Управленческие функции, по словам Рашникова, возьмет на себя Геннадий Сеничев, с 2002 года исполняющий обязанности заместителя генерального директора по финансам и экономике.
Такая рокировка руководящего состава становится хорошей традицией в рядах российских металлургов. В 2004 году от должности генерального директора «Суал-Холдинга» отказался Виктор Вексельберг, также возглавивший совет директоров. Несколькими годами ранее аналогично поступил генеральный директор компании «Уралэлектромедь» Андрей Козицын, занявший пост директора управляющей «Уральской горно-металлургической компании».
Но новость о неожиданном самоустранении Рашникова с ключевого поста, мягко говоря, вызвала удивление среди металлургов и аналитиков. Однако специалисты, комментируя причины такого решения, предпочитают придерживаться официальной версии.
И делают это отнюдь не из-за лености ума, а в силу того, что
«Магнитка» со времен ее приватизации была и остается одной из самых непрозрачных компаний в России – «эмитент с тяжелой судьбой»,
как метко окрестил ее начальник аналитического отдела ИК «Интерфинтрейд» Халиль Шехмаметьев.
На рынке признают, что уход Рашникова с поста генерального директора обесценит значимость самой должности. Аналитики не сомневаются, что фактически контроль над комбинатом останется в руках тех же структур, которые стоят за ним и сейчас.
Но сколь либо достоверно говорить, кому де-факто принадлежат бразды правления, не представляется возможным. Структура акционеров компании чрезвычайно запутана. Проверка, которую в 2003 году провела Счетная палата, показала, что
«Магнитка» контролируется топ-менеджментом через систему перекрестного акционирования. Компаний, аффилированных с менеджерами ММК, аудиторы насчитали более пятидесяти.
Аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Вячеслав Жабин в качестве одной из версий предположил, что уход Рашникова может быть связан «с возможными изменениями в структуре акционеров».
Каких именно изменений стоит ждать, на рынке сказать затрудняются, однако многие эксперты выказывают надежду, что они будут направлены на упорядочение разветвленной сети держателей акций, состоящей из многочисленных «дочек» и «внучек» ММК. Этот шаг добавит компании прозрачности, которая просто необходима при выходе на международные рынки капитала.
Халиль Шехмаметьев говорит, что хотя на рынке принято считать, что большая часть ценных бумаг «Магнитки» принадлежит менеджменту компании в лице Виктора Рашникова, неоднократно высказывалось и мнение, что на самом деле это может быть и не совсем так: «Время от времени звучат высказывания о том, что крупный пакет акций компании принадлежит не самому Рашникову, а неким его таинственным партнерам. Если это действительно так, не исключено, что эти держатели ценных бумаг решили занять более деятельную позицию в компании, сместив Рашникова с должности».
Эту точку зрения разделяет Тимоти Маккачен из ИК «Атон», полагающий, что существует два варианта:
«Либо Виктор Рашников продал свою долю и ему стало фактически все равно, чьи обязанности исполнять, либо его попросили с должности генерального директора уйти».
В пользу того, что за менеджментом комбината стоят другие силы, говорит появившаяся на этой неделе информация, что инвесторы, чьи интересы представляли компании «Объединенной финансовой группы» при покупке госпакета ММК, а также пакета, принадлежащего «Стальной группе «Мечел», не связаны с менеджментом самой «Магнитки».
В декабре представители ММК заявляли, что оба пакета купил пул инвесторов, дружественных структурам компании. Как сообщила газета «Ведомости» со ссылкой на представителя ММК, пул инвесторов, представленных компаниями ОФГ, связан с руководством «Магнитки» устными и письменными договоренностями. Вячеслав Жабин полагает, что «отставка Рашникова с поста гендиректора могла быть поставлена в качестве одного из условий при заключении этих договоренностей».
Также на рынке высказывается предположение, что решение Виктора Рашникова может быть связана с планами компании по объединению с одной из стальных компаний, располагающих крупными сырьевыми активы.
В качестве наиболее вероятного партнера называется бизнесмен Алишер Усманов, контролирующий крупнейшие в стране Михайловский и Лебедянский ГОКи.
Как бы то ни было, а заниматься решением стратегических вопросов руководству ММК действительно необходимо: на российском рынке среди прочих крупных стальных компаний «Магнитка» остается самым незащищенным предприятием с точки зрения сырьевой обеспеченности.