«Обращает на себя внимание разница между приростом абонентской базы в России и количеством проданных за это время телефонов. Однако если воспринимать абонентскую базу как количество SIM-карт, которыми иногда пользуются люди, а не живых и громко говорящих абонентов, то это несоответствие уже не так бросается в глаза», — говорится в исследовании «Евросети».
По оценкам компании, в 2004 году российские сотовые операторы продали 48 млн контрактов (SIM-карт), а сотовых телефонов — всего 30,32 млн.
Большая часть телефонов было продана в регионах (22,3 млн), 6,1 млн в Москве и 1,9 млн в Петербурге. По оценкам «Евросети», количество телефонов, купленных на замену старым, составило 11,9 млн штук, поэтому «количество обеспеченных телефонами новых абонентов в 2004 году составило 21 млн человек, что несколько расходится с данными операторов о росте их абонентской базы».
Действительно, эти цифры не совпадают с оценками аналитиков, исследующих прирост абонентских баз и продажи телефонов. Так, по данным компании AC&M-Consulting, за 2004 год сотовые компании удвоили количество своих клиентов — с 36 млн до 73,8 млн (50,9% населения). В «Евросети» подчеркивают, что считают «реальных людей-абонентов и покупающих телефоны», которых почти на 40% меньше, чем проданных SIM-карт — 45,7 млн (примерно 30% населения).
Примечательно, что данные «Евросети» практически совпадают с опросом Аналитического центра Юрия Левады («Левада-Центр»), который проводился в январе. Согласно опросу, за 2004 год число россиян, пользующихся сотовой связью, выросло с 19% до 32%. В опросе участвовало 2407 граждан России старше 16 лет.
$$$$$$
«Евросеть» смотрит с других позиций: с точки зрения обновления телефонов, — оправдывается Александр Шатиков, аналитик AC&M-Consulting. – Не существует универсальной методики учета абонентов. Мы делаем сходные исследования по количеству реальных людей-абонентов для клиентов, которые не любят, чтобы такие исследования появлялись в прессе».
Но по его мнению, даже для таких специальных исследований 45,7 млн — слишком маленькая цифра.
«При таком числе абонентов средний ежемесячный доход на одного абонента (ARPU) сотовых компаний должен быть выше, чем в Западной Европе, — около $30», — добавляет Оксана Панкратова, аналитик исследовательской компании Iks-Consulting.
По данным операторов и аналитиков рынка, ARPU в России в 2004 году составил $13-14.
В Московском регионе абонентов уже больше, чем людей — 103,7% (17,6 млн).
А в целом по России число абонентов за январь увеличилось на 4 млн до 78,46 млн, говорится в отчетах исследовательских компаний (AC&M-Consulting, J'Son&Partners). Разрыв между лидерами МТС и «Вымпелкомом» сократился до минимума — 0,6%.
Эксперты подвергают сомнению и оценку «Евросети» российского рынка телефонов. Аналитики компании оценивают «серый» рынок (телефоны поставлены не напрямую в Россию, а через западные представительства) в 2,7 млн телефонов (9%) и утверждают, что 2,6 млн б/у телефонов были переданы «новому абоненту родственниками в семье или знакомыми».
«Многие цифры в этом исследовании – чисто умозрительные заключения. Как можно подсчитать количество передаваемых б/у телефонов, ведь они могут просто лежать дома, — возмущается Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Research Group. — Мы оценили «серый» рынок в 5-6% (около 1 млн телефонов), но он не может быть настолько больше. В прошлом году не было таких поставок в 2,7 млн, телефоны пришлось бы завозить фурами и самолетами».
Конкуренты тоже остались недовольны исследованием «Евросети». «Нам непонятна методология данного исследования, их оценка не соответствует действительности», — говорит Анна Свердлова, пресс-секретарь сети салонов связи «Связной». По ее словам, «Евросеть» существенно занизила оборот «Связного» — $370 млн (вместо $663,3 млн) и, в меньшей степени, количество салонов сети 348 (вместо 402). Выручка самой «Евросети» составила $968 млн, а количество салонов — 1174.
$$$$$$«Это наше собственное мнение, и мы готовы его отстаивать, — отбивается Татьяна Гуляева, пресс-секретарь «Евросети». — В Москве у нас большой отдел маркетинга с разветвленной сетью в регионах, мы постоянно проводим исследования. Для нас рынок ближе, чем для аналитиков, потому что мы на нем работаем».
«Исследований проводится много, зачастую они не соответствуют действительности и противоречат друг другу», — уверен Михаил Умаров, директор службы по связям с общественностью «Вымпелкома», который тоже работает на рынке и считает, что «Евросеть» его недооценила.