В Пушкинском музее открылась долгожданная выставка «Россия – Италия. Сквозь века. От Джотто до Малевича». Культурные связи двух стран можно теперь проследить не только умозрительно, как это делалось дотоле, а воочию, на конкретных примерах. Примеры подбирались тщательно, поскольку несли на себе всю полноту ответственности: требовалось спрессовать несколько богатейших веков в компактную экспозицию. Ничего удивительного, что Рафаэль здесь помещен совсем неподалеку, в пределах видимости, от тех самых футуристов, которые рафаэлевским мадоннам декларативно предпочитали американские ботинки. Футуристов музейщики уважили по полной программе, однако на поводу у них не пошли: Рафаэль есть, а ботинок нет.
И вообще, набор шедевров может порадовать скорее ретрограда, но ретрограда рафинированного – способного получать удовольствие от соединения иконных идеалов, ренессансных совершенств, барочных изысков, классицистического назидания и пр.
Вроде бы в ГМИИ все это и без того представлено, только обрывочно, вне концептуальной связи и к тому же нередко в копиях. На пресс-конференции, проходившей в Итальянском дворике, одна ученая дама из Флоренции выразила восторг по поводу окружающих публику кондотьеров и донаторов, после чего добавила: «К вашим слепкам мы привезли оригиналы». Наверняка не хотела никого обидеть, просто сказанула от сердца. Переизбытком чувств были охвачены и другие выступавшие итальянцы: они так темпераментно расписывали свое волнение, будто единственную дочь выдавали замуж за военного. Надо полагать, это от природного артистизма, поскольку обернуться провалом выставка не могла ни при каком раскладе. Благословение двух президентов давно получено (и даже итальянским парламентом принят специальный закон насчет финансирования мероприятия), премьера прошла в римском Scuderie del Quirinale еще полгода назад и снискала положительные отзывы, каталог издан.
Те из апеннинских музеев, что попытались уклониться от выдачи своих шедевров в Россию, были свернуты в бараний рог чисто дипломатическими методами, а наши про такое и не заикались. Словом, упаковка всецело соответствует качеству продукта.
Открывается зрелище разделом «В начале была Византия», где предложено умилиться общности христианских корней. Действительно, новгородско-ромейский «Ангел Златые власы» чудесным образом перекликается с венецианской церковной мозаикой, и даже Андрей Рублев органично соседствует с Джотто – были времена, когда обе культуры черпали из одного источника. Позднее итальянцы как подорванные бросились осваивать и перерабатывать античный опыт, а еще позднее наши кинулись осваивать и перерабатывать опыт уже итальянский. Стадиальное отставание русского искусства никто из экспозиторов маскировать не планировал, но и уничижаться по этому поводу не хотелось: речь же о диалоге, а не о соревновании. Поэтому ударный раздел с живописью Пьеро делла Франческо, Боттичелли, Леонардо, Микеланджело, того же Рафаэля, Джорджоне и прочих ренессансных кумиров повисает в воздухе без комментариев и противопоставлений.
О влиянии итальянской архитектуры и вовсе говорить не приходится. Одна из эффектнейших забав на выставке – разглядывать объемные модели строений от Брунеллески, Фиораванти, Растрелли (его гигантский макет Смольного монастыря в Петербурге впечатляет размахом и детальностью). Любуясь диковинами и восхищаясь совершенством итальянский творений, незаметно для себя – вероятно, из-за упомянутой компактности экспозиции – оказываешься в ситуации эстетического паритета. Вот уже и наши не промах: Сильвестр Щедрин что твой Каналетто, Карл Брюллов с Александром Ивановым (от одного здесь эскиз «Последнего дня Помпеи», от другого – «Явления Христа народу») и вовсе европейские знаменитости. А передвижники наши, Крамской с Репиным, даже и похлеще будут современных им итальянцев. Авангардисты – ноздря в ноздрю, здесь даже не требуется буквальных сопоставлений Татлина с Баллой или Петрова-Водкина с Карло Карра.
Так уж, видно, устроен русский менталитет – любоваться любуемся, но когда есть возможность поболеть за наших, сразу начинаем скандировать про себя «о-ле».
Хотя, повторимся, выставка не про это. Все вернисажные разговоры о национальных идентичностях – от большого ума и большого бюджета. Любить искусство можно и нужно вне зависимости от географических привязок. Но ничего не поделаешь, приятно ощущать патриотические приливы, когда состязание с итальянскими совершенствами не проигрывается вчистую.
«Россия – Италия. Сквозь века. От Джотто до Малевича». В ГМИИ (Волхонка, 12) до 20 мая.