В понедельник поисковые подразделения НАТО наконец добрались до места падения самолета Boeing 737, который пропал в Афганистане четыре дня назад, 3 февраля. Еще в субботу обломки самолета, на борту которого находились 104 человека, обнаружили с борта вертолета-разведчика в горах к юго-востоку от Кабула. Однако из-за сложных погодных условий подняться на высоту 3,3 тыс. м, где военные углядели обломки лайнера, поисковики не смогли. Операцию продолжили в воскресенье, но и тогда плохая погода не позволила вертолетам и пешим поисковым отрядам подняться на гору Чапери, в которую врезался самолет. Только в понедельник здесь немного распогодилось. С рассветом командование войсками НАТО в Кабуле смогло отправить к вершине горы сразу несколько вертолетов с медиками, альпинистами и экспертами-взрывотехниками.
К 10.00 мск стало известно, что на месте падения лайнера Boeing 737 спасатели обнаружили три тела. Как сообщило агентство AFP со ссылкой на участника поисковой операции генерала Ахмада Пиа Вастали, национальность погибших еще не установлена.
Агентство AP, в свою очередь, сообщило, что надежды на то, что кто-то из экипажа или пассажиров все-таки жив, практически нет. Тем не менее, как заявил представитель штаба НАТО майор Джозеф Боумен, медики в первую очередь выяснят, действительно ли все погибли. И только затем военные специалисты проверят, насколько безопасносно находиться в районе падения самолета, чтобы сюда смогли высадиться дополнительные силы для эвакуации тел погибших и обломков самолета.
Тем временем у подножия горы, по дороге к деревне Банд-е-Гази афганские солдаты организовали специальный контрольно-пропускной пункт, где стараются сдержать поток журналистов и родственников погибших, которые хотят пробраться в оперативный штаб поисковиков. Военные заявили, что посторонние могут помешать операции, однако солдатам все же пришлось пропустить грузовик, который вез в деревню несколько родных погибших: афганцы устроили большой скандал, после которого военные открыли для них дорогу.
Из посольств разных стран, граждане которых находились на борту самолета, тем временем пришли уточненные данные. Дипломатическое представительство США сообщило, что этим рейсом летели по крайней мере шестеро американцев. «Мы глубоко опечалены этой трагедией», — сказал американский посол в Афганистане Залмей Халилзаде. На борту находились девять граждан Турции, подтвердили турецкие власти; там был итальянский офицер, еще два гражданских итальянца и иранец, работающие в международных неправительственных организациях, девять граждан Киргизии.
Экипаж самолета в основном состоял из русских.
Лайнером управляли Василий Симонов из Тюмени и гражданин Канады Юрий Зотов — по словам их коллег, оба высокопрофессиональные летчики. Бортпроводницами работали две жительницы Челябинска (их имена пока не называются). Всего, по предварительным данным российского МИДа, гражданами России были четверо членов экипажа.
По данным международной организации Aviation Safety Network, самолет Boeing 737-200 имел регистрационный номер EX-037 и был изготовлен в 1980 году. Лайнер был арендован частной афганской авиакомпанией Kam Air у киргизской авиакомпании «Феникс», которая базируется в Шардже (ОАЭ). В четверг днем он вылетел из аэропорта Герата на западе Афганистана в Кабул. Но из-за плохой погоды столичный аэропорт был закрыт, диспетчеры ответили, что посадка будет невозможна. Экипаж принял решение лететь в Пакистан – в аэропорт города Пешавара, куда при плохой погоде часто идут на посадку афганские лайнеры. Но в аэропорту Пешавара самолет так и не приземлился, а связь с ним пропала. Афганские власти сразу предположили, что самолет разбился. Как сообщил замглавы МВД Афганистана Махмуд Миахел, «у него было не так много топлива, чтобы лететь далеко».