— Леонид, как получилось, что Михаил Брудно и Владимир Дубов оказались приглашены на ежегодный молитвенный завтрак и давно ли у них установились контакты с администрацией Джорджа Буша?
— Мы все трое получили приглашения достаточно продолжительное время назад на несколько мероприятий, связанных с prayer breakfast, с молитвенным завтраком, который традиционно проводится в Америке после выборов президента. В этот раз он пройдет в Вашингтоне в «Хилтоне». Кроме этого, будут небольшие слушания в одном из комитетов конгресса по поводу дела ЮКОСа, будут встречи с представителями средств массовой информации, с конгрессменами, сенаторами и официальными лицами. Это все было в плане и моей поездки с ребятами, но, к сожалению, я поехать не смог.
— А почему?
— Не так давно Ходорковский мне фактически передал управление группой (МЕНАТЕП. – «Газета.Ru»), и я согласился взять на себя это почетное бремя. Поскольку для меня были и остаются приоритетными поручения Михаила, то я решил сконцентрироваться на том, чтобы в максимально короткий срок взять на себя полномочия, ответственность и управление. Мне удобнее это делать из Израиля, где у меня налажены коммуникации, куда ко мне ежедневно приезжает большое количество людей из разных стран включая Россию, и где мне просто удобнее работать. Если бы я полетел в Америку, то это заняло бы не менее двух недель, а скорее всего, месяц, так как у меня очень много друзей и знакомых в Штатах. В отличие от Владимира и Михаила, мне пришлось бы встретиться со всеми, кто нас поддерживает. Себе я такого позволить не могу, особенно в той ситуации, в которой сейчас оказались некоторые активы группы, в частности, небезызвестная нефтяная компания ЮКОС.
— Вы не знаете, Дубов и Брудно сталкивались с какими-нибудь проблемами при выезде в США в связи с тем, что Россия объявила их в розыск?
— Нет, у них никаких проблем ни с выездом из Израиля, ни с въездом в Штаты нет, не было и не могло бы быть.
— Почему не могло бы быть?
— Я этого не комментирую, не могло бы быть, и все.
— А когда вы куда-то ездили, к вам возникали какие-то вопросы?
— Я неоднократно выезжал из Израиля и не вижу никаких проблем в своих перемещениях. Естественно, что я более аккуратно отношусь к этому, чем относился раньше. Но после того как весь демократический мир дал оценку тому, что происходит в России вообще и по делу ЮКОСа в частности, я совершенно уверен, что страны с развитой демократией для меня открыты и я могу свободно перемещаться. Последнее время в их полку прибывает.
— Чего вы ждете от переговоров, которые будут вести в Америке Брудно и Дубов?
— Я не буду раскрывать деталей, поскольку не имею на это права, особенно по несостоявшимся встречам, но, естественно, людей интересует бэкграунд сложившейся вокруг ЮКОСа ситуации, и в этом смысле Брудно один из лучших экспертов, поскольку долго был не только акционером группы, но и менеджером ЮКОСа. Он ушел или был уволен оттуда только полгода назад после соответствующих мероприятий российской Генпрокуратуры. Но он был реальным топ-менеджером ЮКОСа, отвечал за все продажи, переработку, маркетинг и так далее. Он человек стратегического мышления, поэтому, я думаю, он будет прекрасным экспертом как по этому вопросу, так и вообще по энергетической ситуации в России. Володя, как вы помните, в последнее время в ЮКОСе не работал, он был председателем подкомитета по налогам. Я думаю, он мог бы быть хорошим экспертом по изменениям в налоговой системе, которые сейчас происходят, и в целом по экономической системе России, которая тоже интересует многих американцев.
— А заявлений о внутриполитической ситуации в России от Дубова и Брудно на встречах с американцами следует ожидать?
— Они об этом будут говорить в наименьшей степени, потому что это больше сфера моей экспертизы. Мы с ними договорились, об этом и я их попросил. У нас в группе принят профессиональный принцип разделения полномочий.
— А Дубов как в недавнем прошлом депутат Госдумы?
— Уровень компетенции Дубова ограничивается налоговой политикой в России в целом, бюджетной сферой в части налогов, налоговой политикой в промышленности и в особенности налоговой политикой в нефтяном и энергетическом секторе. Я уверен, что за рамки такого рода политики он и не будет выходить.
— А вы со своими парнерами никакого заявления по политическим проблемам не передавали?
— Ни в коем случае. Это не значит, что я не буду делать политических заявлений. Настанет время, будут и политические заявления.
— Вы знаете, с кем именно они собираются встречаться?
— Я знаю, но я, к сожалению, не хочу об этом говорить. Могу сообщить лишь, что инициаторами встречи с членами конгресса выступили известные конгрессмены Том Лантос и Крис Кокс. Это не является секретом, но есть такая привычка – говорить о встречах то, что согласовано с теми, с кем встречался. Поэтому о намечаемых встречах говорить не буду. Об уже состоявшихся встречах я знаю, что они весьма успешны, но они сами об этом расскажут.
— Брудно и Дубов отправились в Америку совсем незадолго до встречи Владимира Путина и Джорджа Буша в Братиславе. Тут связи никакой нет?
— Нет, это никак не связано с предстоящей встречей в Братиславе. Поездка Дубова и Брудно — частная и рабочая.
— Собираются ли Брудно и Дубов поехать в Хьюстон на суд по делу ЮКОСа?
— В предварительных планах поездки в Хьюстон не было. Если их вызовут, то, разумеется, суд есть суд, а свидетели есть свидетели, но я думаю, что это не состоится. Это долгая история, которую ведет ЮКОС и которая с акционерами ЮКОСа не связана.